иложения
Комбинированный урок
Первая часть: урегулирование организационных сторон обучения и первичная мобилизация внимания учащихся на учебной работе; фронтальная проверка выполнения домашнего задания; фронтальная и индивидуальная проверка знаний по материалу предыдущего урока и оценка учащихся; заключительная беседа с целью приведения в систему воспроизведенных знаний; вторая часть: ознакомление с темой и целью урока; ознакомление с основными вопросами плана урока и указание на виды учебной работы, необходимые для ее выполнения; объяснение нового учебного материала с учетом степени понимания его учащимися; третья часть: общеклассная (фронтальная) проверка усвоения нового материала; заключительная беседа по теме; домашнее задание.
М.А. Данилов, Б.П. Есипов
[59]
Комбинированный (смешанный) урок
Опрос учащихся по пройденному; постановка нового вопроса (темы); ознакомление учащихся с новыми данными, являющимися важным и типичным для изучаемых явлений, выведение обобщений; проверка понимания и усвоения учащимися изучаемого материала; выполнение заданий для закрепления усваиваемого знания и выработки умений и навыков.
Уроки по ознакомлению учащихся с новым материалом
Уроки изучения конкретных данных; уроки разбора данных с целью усвоения важных обобщений
Воспроизведение знаний, необходимых при изучении нового материала; постановка новой темы; ознакомление учащихся с фактическим материалом темы; анализ конкретных данных; фиксация основных данных урока (доска, тетрадь); повторение учащимися усваиваемых конкретных знаний, формулировок и т.д.; проверка понимания нового материала; задание на дом ( с целями: повторения и дополнения, осмысливания и усвоения, применения на практике).
П.С. Лейбенгруб
[133]
Комбинированный урок
Разъяснение темы и задачи урока; опрос: проверка выполнения домашнего здания и знаний учащихся , обобщение и закрепление знаний; переход к изучению нового материала; изучение нового материала; закрепление изученного на уроке; домашнее задание.
Р.Г. Лемберг
[136]
Комбинированный урок
Вступительная часть; работа над новыми знаниями и умениями; закрепление; учет; организация домашней работы.
Приложение №2
Применение положения М.А. Данилова о логике учебного процесса в разработке проблемы структуры урока
Новую попытку решения вопроса о структуре урока на основе логических и психологических закономерностей процесса обучения предпринял В.И. Помогайба. Он выделил "три основные ступени" учебного процесса, имеющие свои дидактические закономерности и структуру: "понимание", "усвоение", "применение":
Ступени учебного процесса |
I. Понимание |
II. Усвоение |
III. Применение |
Структурные элементы учебного процесса |
Постановка проблемы |
Постановка цели |
Понимание условия задания |
Раскрытие проблемы |
Инструктаж |
Составление плана | |
Формирование выводов |
Выполнение |
Выполнение | |
Уточнение понимания |
Проверка |
Проверка |
Ученый отмечал взаимосвязь основных ступеней овладения знаниями, умениями, навыками, их "скачкообразный" характер" и подчеркивал особую актуальность ступени применения знаний на этапе развития советской школы, когда связь обучения с жизнью стала ведущим началом обучения и воспитания [227, 31]. Структурные элементы трех ступеней обучения В.И. Помогайба определил как структурные единицы урока. Например, структура урока объяснения нового материала имела следующий вид: [227, 31, 36].
Дидакт считал, что два структурных элемента – "организационный момент" и "проверка домашнего задания" являются почти всегда обязательными в структуре урока любого типа, но вкладывал в них не традиционное назначение, а обеспечение готовности учащихся к работе, актуализацию знаний [227, 42].
С труктура урока объяснения нового материала | |
1 |
проверка домашнего задания (последний момент усвоения); |
2 |
объяснение нового материала (1-4 структурные элементы понимания: постановка проблемы, раскрытие проблемы, формулировка выводов, уточнение понимания); |
3 |
объяснение домашнего задания (1-2 элементы усвоения: постановка цели, инструктаж) |
М.Н. Скаткин, опираясь на учение о логике учебного процесса, установил, что структурными частями урока являются не части, а "шаги", обеспечивающие движение к цели урока, их содержание, объем и порядок изменчивы, "зависят от содержания учебного материала, дидактической цели закономерностей процесса усвоения, состава класса и методического почерка учителя [336, 11].Структура урока могла принять следующий вид:
Варианты структуры урока (по М.Н. Скаткину) | |
1 |
Рассказ учителя, постановка вопросов на воспроизведение учащимися сообщенных им знаний, выполнение упражнений по образцу, решение задач. |
2 |
Показ способа деятельности, его воспроизведение учащимися, решение задач с применением этого же способа в новых варьирующихся ситуациях. |
3 |
Решение поисковых задач с помощью которых приобретаются новые знания, обобщение учителя, воспроизведение знаний и т.д. |
Ученый определял "шаги" как "внешние" элементы структуры урока отмечая при этом, что в каждом из "множества вариантов" одни и те же внешние элементы урока могут повторяться неоднократно и в разном порядке, в разном сочетании [там же].
"На качественно иной основе, чем это делается" попытался исследовать структуру урока В.Г. Фоменко [346], используя достижения передовой практики по организации урока, наиболее ярко выразившихся в опыте липецких учителей, он различал две структуры: традиционную "формально-внешнюю" и "внутреннюю", основополагающую. В качестве единицы внутренней структуры урока В.Г. Фоменко предложил. "момент" урока. Единицу внутренней структуры исследователь вывел следующим образом:
1) основными компонентами процесса обучения на уроке являются: дидактическая задача, содержание учебного материала, система методических приемов и методических средств;
2) дидактическая задача разлагается на частные, вокруг каждой из них образуются логические группы, включающие основные компоненты процесса обучения на уроке. Отсюда момент урока, по мнению В.Г. Фоменко, это – целостная часть, представляющая единство частной дидактической цели, учебного материала и системы методических приемов [346, 17].
В исследовательской работе научных сотрудников кафедры педагогики МГПИ им. В.И. Ленина (рук. И.Т. Огородников), разрабатывавших на протяжении рассматриваемого периода проблему повышения эффективности урока, первоначально существенным изменениям подвергали структурные элементы традиционного урока: опрос, закрепление и повторение. Были проведены экспериментальные серии уроков с разнообразными вариациями структур [186; 183; 311].
Варианты структур комбинированного урок (по И.Т. Огородникову) | |
1 |
уроки без опроса по материалу прошлого урока |
2 |
объединение опроса с разными видами самостоятельной работы учащихся на уроке |
3 |
перенос опроса на конец изучения темы |
4 |
уроки с сопровождающим закреплением вновь изучаемого материала, включающие разнообразную самостоятельную работу учащихся |
5 |
уроки без домашнего задания |
6 |
уроки с домашними заданиями, которые требовали от учащихся самостоятельности и творчества в их выполнении |
Такой подход к изменению структуры урока некоторые дидакты считали принципиально неправильным теоретически, так как брался шаблонный тип урока и как бы создавался новый тип урока путем "выбрасывания" домашнего задания иди опроса. Экспериментаторам рекомендовалось "брать процесс обучения весь, как он протекает. Нужно брать уроки, типичные для разных предметов" (Б.П. Есипов) [246, 39].
В последствии, исходя из идеи целостности процесса обучения, сотрудники кафедры совместно с казанскими учителями установили, что эффективность уроков разных типов и видов имеет прямую зависимость как от целесообразных сочетаний отдельных этапов уроков, так и от слияния их в единый учебный процесс [160; 298; 317].
Идеи рекомбинации и слияния элементов уроков получали соответствующую конкретизацию в частных дидактиках [19, 383; 349, 53-54]. Главными дидактическими основами построения урока признавались: соединение в единый процесс обучения сообщение знаний учащимся и выявление их знаний; вовлечение в активную умственную работу всех учащихся на протяжении всего урока, всемерное развитие при этом их самостоятельности в овладении знаниями под руководством учителя; учет и оценка знаний, выступающие не как самоцель, а как результат учебной деятельности учащихся в течение всего урока [62]. При организации учебного процесса на основе этих положений обеспечивалось тесное единство учебной деятельности учителя и учащихся [349, 51].
Отмечалось, что с одной стороны всякая попытка дать определенную организационно-методическую схему построения урока отвлеченно от конкретной темы, класса, учителя ведет к шаблону в организации учебного процесса, но с другой стороны это не означало, что учитель может действовать произвольно, не руководствоваться "общими дидактическими требованиями к построению урока" [349, 56].
Существенные изменения в построении уроков связывались с внешним фактором – расширением связи школы с жизнью.
На построение уроков во всем многообразии их вариаций оказывало влияние обогащение учебного материала новыми источниками научной информации, требовавшие от учителя использования программирования и технических средств, характер изучаемого материала, подготовка учащихся; а также связи школы "с промышленными предприятиями, колхозами и совхозами" [327, 23, 33, 62].
Особое значение в плане организации учащихся на самостоятельное решение выдвигаемых перед ними задач с целью закрепления и углубления знаний, формирования умений применять теорию на практике, "используя логические и технические приемы, а также инструменты и приборы" представляли уроки применения знаний. На структуру различных видов уроков этого типа влияли цели (познавательный характер, тренировочные, развитие и закрепление умения или навыка, усвоение новых учебных приемов, и т.п.), а также соотношение учительско-ученической деятельности [203, 225; 198, 11].
Основные "особые" элементы структуры урока применения знаний | |
1 |
Повторение изученных знаний и осознание учениками необходимости применения их на практике |
2 |
Постановка задачи, инструктаж учащихся и организация работы |
3 |
Самостоятельная работа учеников под наблюдением учителя |
4 |
Обработка полученных результатов, проверка и оценка работ учителем |
5 |
Обобщение результатов работы |
Так, учитывая важность "особых" уроков – применения полученных знаний на практике, С.В. Иванов предложил следующую структуру хода урока.
Элементы структуры урока (по С.В. Иванову) | |
1 |
вводная беседа, ставящая своей целью воспроизведение как теоретического, так и практического материала, связанного с намеченными для решения задачами |
2 |
решение задач учащимися, проверка решения задач |
3 |
учитель делает краткое заключение и дает задание на дом |
С.В. Иванов подчеркивал мысль о том, что взятые только в одном аспекте (в связи с осуществлением задач политехнического обучения) способы и приемы построения уроков "многообразны и сложны", поэтому "одними комбинированными уроками… обойтись нельзя", необходимо "строить разнообразные уроки, проводя их в определенной системе и по-разному насыщая их тем или иным содержанием" [88, 66].
Подход к применению знаний учащимися как к необходимому компоненту учебного процесса, тесно связанного с жизнью, обеспечивал разнообразие вариаций структур урока, при планировании которых учитель имел большие возможности продумать индивидуальные варианты заданий для разных групп учащихся, "различающихся по уровню подготовки, способностям, интересам" [198; 111]. В свою очередь, подвижность структуры урока открывала широкие возможности для развития активности и самостоятельности учащихся, учета их индивидуальных особенностей [56]. Одной из важных тенденций реализации идей активности и самостоятельности учащихся, индивидуального подхода являлся поисковый путь обучения [198, 10; 317, 32]. Как отмечал В.П. Стрезикозин, чаще всего он находил свое выражение в таком построении урока, когда новые знания формировались на основе непосредственных наблюдений, небольших опытов в сочетании с объяснением учителя [317]. Отличительной чертой уроков, связывавшийся с проблемностью и ученическим исследованием являлась многократность перехода от теории к практике и наоборот. В таком случае структура урока могла быть следующей: [317, 34-35].
Тип урока |
Структура |
Урок с элементами ученического исследования (В.П. Стрезикозин) |
постановка познавательной задачи для проведения эксперимента; |
актуализация, полученных ранее знаний; | |
выполнение эксперимента учащимися; | |
беседа по результатам исследования; | |
дальнейшая работа над новым материалом (объяснение учителя с применением иллюстративного опыта); | |
самостоятельная работа учащихся по учебнику; | |
рассказ учителя о применении изучаемого материала на практике; | |
эксперимент учащихся по изученному материалу с введением новых данных; | |
беседа по результатам эксперимента (учащиеся подводятся к определению понятий и выводам; | |
самостоятельная работа с учебником; | |
решение задачи. | |
Проблемный урок (Т.В. Кузнецов) |
создание активного отношения к работе (интерес, потребность в овладении знаниями и умениями); |
совместная работа преподавателей и учащихся над новым материалом (формирование первоначальных обобщений, анализ ошибок); | |
оперирование приобретенными знаниями в сочетании с ранее усвоенными (совмещение с выявлением прочности и гибкости знаний); | |
соотнесение общих положений с ранее усвоенными знаниями (межпредметные связи и расширение кругозора). |
Другой не менее важной тенденцией повышения эффективности урока являлась алгоритмизация обучения. Применение одного из принципов программированного обучения – "поэлементного" усвоения новых знаний – вносило своеобразие в критерии и структурообразование урока: она определялась не дидактическими целями, а логической структурой материала, изучаемого на уроке; на каждом этапе урока происходило слияние усвоения, первичного закрепления и контроля знаний учащихся [317, 23-24].
Приложение №3
Классификации уроков
Автор |
Типы уроков |
С.В. Иванов |
1) вводные уроки. 2) уроки первичного ознакомления с материалом. 3) уроки усвоения новых знаний (понятий, законов, правил). 4) уроки применения полученных знаний на практике. 5) уроки навыков. 6) уроки повторения, обобщения и закрепления. 7) урок смешанный или комбинированный [87]. |
И.Н. Казанцев |
1) первые вводные уроки в начале учебного года; 2) вступительные уроки при изучении крупных тем или разделов программы; 3) уроки овладения учащимися новыми знаниями по текущему учебному материалу; 4) уроки закрепления изученных знаний; 5) уроки выработки у учащихся умений и навыков; 6) уроки применения знаний на практике; 7) уроки повторительно-обобщающие; 8) учетно-проверочные уроки; 9) уроки анализа качества знаний школьников; 10) итоговые уроки, завершающие учебный год [95]. |
Д.О. Лордкипанидзе |
1) урок объяснения учебного материала; 2) комбинированный урок; 3) урок повторения и упражнения; 4) урок по проверке и оценке знаний. [142]. |
М.А. Данилов, Б.П. Есипов |
1) уроки, назначением которых является и проверка ранее усвоенного учащимися и восприятие ими новых знаний, и первоначальная работа над закреплением этих знаний; 2) уроки, назначением которых по преимуществу является ознакомление учащихся с новым материалом; 3) уроки, имеющие основной целью закрепление знаний в сознании учащихся (или уроки повторения); 4) уроки, имеющие основной целью закрепление умений и навыков путем упражнений; 5) уроки, имеющие основной целью проверку усвоения учащимися знаний, умений, навыков [59]. |
В. Алленов, Н. Мрежин |
1) урок "обучающий или смешанного типа"; 2) урок тренировочных упражнений, 3) урок обобщающего повторения; 4) контрольный урок [161]. |
Н.Д. Тропина |
1) урок без домашних заданий с повторением на следующем уроке; 2) урок без домашних заданий с повторением основных вопросов в конце темы; 3) уроки с объяснением заданий на дом и повторением пройденного материала в конце темы; 4) уроки с объяснением заданий на дом и повторением некоторых вопросов в процессе изучения пройденного материала в конце темы; 5) уроки с объяснением нового материала и пробным выполнением домашних работ" [75]. |
М.А. Данилов |
1) уроки, на которых выполняются все образовательно-воспитательные задачи (повторение изученного ранее, первоначальное усвоение нового, закрепление и формирование навыков, применение знаний, проверка усвоения). "В педагогической литературе они получили название смешанных или комбинированных"; 2) уроки, основной задачей которых является восприятие и первоначальное усвоение нового материала; 3) уроки, основной задачей которых является закрепление знаний и формирование умений и навыков; 4) уроки, основной задачей которых является самостоятельная работа учащихся, применение усвоенных знаний при выполнении теоретических и практических заданий; 5) уроки, основной задачей которых является обобщающее повторение, проверка и анализ знаний, умений и навыков учащихся (по учебной теме, разделу программы или по всему курсу) [337]. |
Б.П. Есипов |
1) урок, объединивший в себе различные звенья процесса обучения (комбинированный урок); 2) урок усвоения учащимися новых знаний; 3) уроки применения знаний в упражнениях, в решении задач (тренировочные); 4) уроки повторения; 5) уроки проверки знаний, умений и навыков (учетные) [203]. |
Е.Я. Голант |
1) комбинированный урок ( включает все основные звенья процесса обучения); 2) первоначального изучения новых знаний; 3) практический (или урок закрепления и применения новых знаний; 4) контрольно-учетный; 5) повторительно-обобщающий [201]. |
И.Т. Огородников |
1) уроки изучения новых знаний; 2) уроки закрепления знаний, умений и навыков; 3) повторительно-обобщающие уроки; 4) объединенный или комбинированный урок [191]. |
И.Т. Огородников |
1) урок изучения новых знаний; 2) урок закрепления; 3) урок упражнений и практических работ; 4) лабораторный урок; 5) повторительный и обобщающий урок; 6) синтетический урок [184]. |
В.И. Помогайба |
1) урок объяснения нового материала; 2) урок усвоения; 3) урок применения знаний и навыков; 4) урок систематизации; 5) урок учета [227]. |
М.И. Еникеев |
1) урок, на котором из фактов выводится обобщение, обобщение конкретизируется новыми фактами; 2) урок на котором из фактов выводятся обобщения (этап конкретизации откладывается на последующие уроки); 3) урок, на котором конкретизируются ранее усвоенные обобщения [71]. |