Роль эмоций в процессе межличностных отношений между младшим подростком, взрослыми и сверстниками, и пути преодоления трудностей подросткового возраста.
Пример №1 к стр. 26
Я присутствовала на концерте во Дворце детского творчества, когда там выступал ансамбль бального танца "Грация". Дети выступили с большим успехом. В конце выступления дети были радостные, возбужденные, довольные своими успехами. Они испытали эстетическое наслаждение от того, что они доставили удовольствие сидящим в зале, в том числе и себе.
Пример №2 к стр. 26
Как-то раз я присутствовала на вернесаже в нашем Южно-Сахалинском Художественном музее. Где были выставлены работы детей резного возраста в том числе и младших подростков. Мне понравилась работа Саши Н., который красочно передал радостное настроение в своей картине "космос". Эмоциональный фон этой картины выражал его настроение в момент ее написания, что говорило о его желании выразить свою фантазию в рисунке.
Пример №3 к стр. 29.
Лена П.12 лет. Первая подрастковая влюбленность в Сашу Н. Лена П. в домашней ситуации воспитывается мамой (без отца) и бабушкой. Мама работает официанткой. Бабушка интеллигентный человек, музыкант, играет на фортепиано, преподаватель музыкального училища. Бабушка имеет сильный властный характер, которая руководит воспитанием девочки. По указанию бабушки, девочка занимается в музыкальной школе, в ансамбле бального танца, гимнастикой, английским языком и в компьютерном классе. Прилежно учится в школе (на 4 и 5) и выполняет все указания бабушки, т.к. очень любит ее. Внешне она симпатична, аккуратная, обаятельная. Но несколько строга и кажется высокомерной. В 12 лет ей очень понравился мальчик Саша Н. Поскольку она интеллектуально развита на высоком уровне, по рекомендации бабушки она прочитала книгу “Мастер и Маргарита” Н. Булгакова. Случилось так, что ее подруга Света Б.- девочка с ранним половым развитием, с развязанными манерами больше привлекала внимание Саши Н. В результате этого Лена очень эмоционально переживала свое состояние первой влюбленности, т.к. ей было не с кем было поделится своими эмоциями. С мамой у нее не было близкого и теплого контакта, а бабушка у нее была слишком строга и никаких чувств по отношению к мальчикам в этом возрасте не признавала, о чем неоднократно повторяла Лене. В результате всех этих состояний у девочки случился эмоциональный срыв, наступила депрессия. В результате прочтения вышеуказанной книги, она стала как бы слышать голоса призывающих ее в космосе. Проводником для нее служил кот- Бегемот, который проэктировался на мягкие вещи. Это состояние заметила бабушка и обратилась к школьному психологу. Попросила психолога побеседовать с девочкой. Когда она рассказала психологу, что с ней происходит, рассказала причины своего состояния. Психолог путем тактичных бесед сумела вывести ее из этого состояния и снять эмоциональный стресс.
Пример № 4 к стр.41.
Отец Миши Г. заявил в присутствиисына: “ Мой мальчик не мужчина, а какой-то хлюпик. В школе он плохо успевает, спортом не занимается”. Не зная истинной причины, он в присутствии коллектива детей и учителей сильно ранил эмоциональную сферу подростка. Прошло несколько дней. И вот нам сообщили, что Миша спустился по водосточной трубе с 3-го этажа, причем спустился в присутствии многих однокласников. Сразу о его “подвиге” узнали учителя, класс, а особенно он хотел доказать, что он не хлюпик отцу.
Здесь можно сделать вывод о неадекватном контроле за своими эмоциями, где страх сорваться был преодолен желанием доказать всем, что он не хлюпик.