Роль эмоций в процессе межличностных отношений между младшим подростком, взрослыми и сверстниками, и пути преодоления трудностей подросткового возраста.
Пример № 10 к стр. 49.
Для сравнения берем поведение двух подростков. Маши Л. и Кристины А. Родители Маши Л. всегда были последовательны и четки в своих требованиях, они с вниманием относились к учебе, внешности, друзьям девочки. Контролировали ее времяпребывание в школе, в кружках, в кругу друзей. Оговаривали заранее сроки возвращения ее домой, где она будет находится и с кем общатся, обращали внимание на ее внешность, запрещали злоупотребление косметикой. С большим уважением относились к ее увлечении музыкой. Были в курсе ее интересов. Межличностные отношения между ними носили доверительный характер. Особым вниманием и доверием пользовался у нее отец. Она могла прийти к нему, рассказать ситуацию, попросить совета.С матерью у нее были ровные, теплые отношения. Если ей по воле случая приходилось совершить какой-то проступок, то прежде чем вынести ей наказание родители подходили к этому очень серьезно. В зависимости от того какой это был проступок (напр. не пришла во время домой), и если этому были веские причины, ограничивались строгим внушением. Если это было легкомысленное отношение к дисциплине в семье, значит она могла получить более строгое наказание (лишение прогулки в следующий раз или посещение какого-либо интересного мероприятия и т. д.). Эти наказания являлись справедливыми и воспринимала их правильно, что не нарушало ее довария к родителям, а наоборот повышало его, т.к. требования были разумными.
В другой семье Кристина А. не встречала должного понимания и одобрения своих родителей. Не всегда требования родителей были согласованы. Отец уделял мало внимания воспитанию дочери, возложив это на мать. По отношению к девочке его требования были всегда завышены. В основном он вмешивался тогда, когда надо было отругать или наказать ее за какой-либо проступок. Он никогда не хвалил ее, видел в ней только отрицательные качества. Относился с презрением ко всем женщинам, в том числе и к матери девочки, считая их людьми 2-го сорта.В семье он был тираном, часто выпивал. Мать и дочь боялись и не уважали его. Девочка старалась не попадатся ему на глаза, чтобы не получить порой незаслуженную ругань и брань. Мать в свою очередь тоже уделяла мало внимания воспитанию дочери, т.к. была обременена постоянными заботами и неурядицами. Когда дочь попадала под “горячую руку”, она такжн бранила ее, наказывала. За какой-то серьезный проступок она могла вовсе не получить наказание, а за незначительный могла получить незаслуженную брань и даже пощечину. Поэтому девочка неуважала своих родителей, старалась как можно меньше находится дома. В школе она училась посредственно, часто пропускала уроки, а свое свободное время часто проводила в сомнительных компаниях, т.к. требования родителей к ней и семейное воспитание не всегда были адекватны. В школе она особенно не выделялась. Больших неприятностей учителям она не доставляла, ко всему относилась безразлично.
Пример № 11 к стр. 56.
Пример № 12 к стр. 60.
Аня К. 12 лет. Воспитывается в благополучной семье, родители которой государственные служащие. В достаточной мере серьезно и внимательно ино относятся к воспитанию дочери. Но не всегда это происходит при наличии должного эмоционального контакта. Они придерживаются стиля воспитания, который строится на внушении девочке норм поведения и правил принятых в обществе, считая ее еще маленькой. В кругу своих сверстников где идет тенденция к тому что они уже “взрослые”, она ведет себя совершенно по другому, чем дома. Обучение в школе у нее достаточно успешное и не вызывает тревог у родителей. Дружескими ее общениями и контактами вне дома они интересуются не достаточно серьезно. Аня К. внешкольное время познакомилась с более старшими девочками, интересы которых определялись тем,что носили развлекательный, нездоровых характер. Они курили, употребляли алкоголь, наркотики, водили ее в сомнительные компании. В результате родители стали замечать неадекватное поведение девочки. Иногда она была черезчур возбуждена, оживлена, отличалась жизнерадостностью, повышенным аппетитом, что в общем-то по стилю характера за довольно сдержаной девочкой не замечалось. В другие дни у нее наступали признаки необычайной раздражительности, грубости по отношению к матери, которые заканчивались истерикой, беспричинными слезами и депрессивным состоянием. Мать обеспокоенныя таким состоянием дочери анонимно пригласила домой знакомого врача психиатора, который при общении с девочкой выяснил ее зависимость от наркотиков, и только своевременное анонимное лечение избавило ее от этой зависимости, т.к. болезнь была обнаружена в начальной стадии и благодоря внимательного отношения к ребенку родителей.