Роль эмоций в процессе межличностных отношений между младшим подростком, взрослыми и сверстниками, и пути преодоления трудностей подросткового возраста.
Пример № 5 к стр. 41.
Сережа А. играл в классе роль “непризнанного поэта”. В кругу друзей он играл роль болельщика и спортивного коментатора. А в беседе с девочкой, которой он симпатизировал, разыгрывал из себя еще и будующего морского офицера.
Вите Н. в дворовом коллективе импонировала роль будующего летчика. В классе ему нравилась роль забияки, а вкругу друзей он рисовался опытностью, осведомленностью.
Пример № 6 к стр. 43.
Лёня Н. Центральной проблеммой его жизни и жизни его семьи стала проблемма постоянного контроля, затем, чтобы никакая “грязь” из его школы не попала бы к нему в комнату. Поэтому приходя из школы и до вхождения в его комнату ему требовалась полная смена одежды, а если кто-то дотрагивался до школьного учебника, этот человек должен был немедленно вымыть руки.
Пример № 7 к стр. 43
Родители 12-летнего Бори Б. обратились в поликлинику по поводу паралича и болей возникших в руке ребенка, которые возникли у него после того как мальчику сделали укол. После нескольких клинических исследований, было выявлено, что никаких физиологических причин состояния ребенка нет. По характеру подросток был раздражительным, агрессивным, тревожным. Он сквернословил, угрожал, сначала матери, затем своему терапевту. В результате школьника пришлось поместить в клинику и эти симптомы были сняты после специальной работы с психологом. Очевидно, что паралич Бори представлял собой острый драматический эпизод гораздо более длительной истории эмоциональных, а позже и поведенческих расстройств. Несомненно важную роль которых сыграли нарушенные отношения в семье.
Пример № 8 к стр. 46.
Лёня Г. 12 лет. Оба родителя страдают алкоголизмом. Был другом моего брата. Семейные отношения в которых он пребывал были крайне неблагополучны. Оба родителя часто при употреблении алкоголя скандалили, разговаривали на повышенных тонах, оскорбляли друг друга, устраивали драки. Мальчику приходилось все семейные заботы возложить на свои плечи. Кроме того ему приходилось заботится о младших сестре и брате. Девочка ходила во второй класс, младший брат в детский сад. Ему необходимо было позаботится о каком-нибудь питании, приготовить обед, отвести брата в детский сад, помочь приготовить уроки сестре. В результате этого, видя негативное поведение родителей, пример которых для него не был приемлим для подражания, подросток сделал для себя выводы о том, что в будующей жизни он не будет следовать этому примеру, поэтому никогда не пробовал алкоголя, курения, старался прилежно учится в школе для того чтобы в будующем иметь свою профессию. В школе он был несколько замкнут, стеснялся приглашать друзей в гости из-за неблагополучия в семье, но имел твердые установки на будущее. Так отрицательный пример сыграл положительную роль в сонании подростка.
Пример № 9 к стр. 48.
Отец Коли Б. отличался повышенной требовательностью, переходящей в жестокость к сыну, За малейшее неповиновение или неуспехи в учебе он наказывал его физически, т.е. избивал. Мальчик естевственно панически боялся отца, а именно этих наказаний. Стал лживым, делал все, чтобы малейшая жалоба на него не дошла до отца. В то же время мать очень жалела его и покрывала все его проступки, чтобы избежать наказаний сына. В школе Коля вел себя примерно также как и вел себя его отец. Он был агрессивен, избивал более младших и слабых, грубил учителям, подделывал оценки и подписи в дневнике т.к. учился он плохо. В дворовой компании он также отличался жестокостью по отношению к младшим и быстро попал в зависимость к преступным элементам, которые заставляли его сначала воровать деньги у матери, а затем, принимать участие в разбойных нападениях. По отношению к отцу он был послушным ребенком, не вызывающим в отце беспокойства. Отношения с матерью были совершенно другими. Он грубил ей, не выполнял ее требования, знал о том, что она его любит и скроет все его дела от отца. В результате в компании, при ограблении на улице, он был задержан милицией за преступление.