Эстетическая сущность фотографии.
Существует несколько жанров фотографии: художественная, документальная, репортажная. Специфика каждого жанра фотографии в том, что они особо воздействует на человека своими специфическими художественными средствами: колоритом, композицией. Приведу отрывок из книги А. Гусеева "Искусство фотографии".
"Фотография обращена к нашему чувству цвета. Созерцая фотографию, скажем какой ни будь пейзаж, мы не только замечаем общий колорит, распределение цвета, гармонию тонов, их взаимную уравновешенность, но следим за композицией, точностью и выразительностью фотографии. Все это вместе дает нам реальную возможность приблизиться к постижению смысла, творческому сопереживанию. Мы замечаем, что во всей фотографии есть какая-то тревога, радость, спокойствие, она гармонично уравновешенна, сохранено ощущение гармонии с миром и она раскрывает нам этот пейзаж настолько, что по нему мы уже имеем представление о природе в целом. И мы понимаем, что перед нами одно из самых глубоких и прекрасных воплощений пейзажной съемки.
Каждый жанр и вид фотографии обращен к любой человеческой личности. А это предполагает, что любой человек может понимать все виды фотографии. Педагогический смысл этого мы понимаем в том, что нельзя ограничивать воспитание и развитие ребенка лишь одним видом, жанром фотографии. Только совокупность их может обеспечить нормальное развитие эстетического восприятия. Это, конечно, вовсе не значит, что человек должен непременно испытывать одинаковую любовь ко всем видам фотографии. Способности ребенка неодинаковы, и потому каждый волен, в соответствии с ними, предпочитать тот или иной полюбившийся ему вид фотографии. Фотография должна быть доступна человеку, она имеет огромное значение в его индивидуальной жизни. Полноценное воспитание невозможно без восприятия человеком и без воздействия на него искусства фотографии. Тем самым духовные силы ребенка будут развиваться более или менее равномерно».
2.3. Восприятие природы младшими, школьниками посредством, фотографии
Взаимодействие ребенка и фотографии природы прежде всего начинается с восприятия. Особенностям восприятия детьми этих фотографий посвящен данный параграф.
Итак, фотография достигает своей воспитательной, образовательной цели, когда она непосредственно воспринята школьником, когда освоена ее идейно-художественная сущность. Очень важно уделять особое внимание именно процессу восприятия фотографии.
Можно выделить три важные этапа восприятия фотографий природы школьником.
К первому этапу освоения относится первичное восприятие, первичное творческое воссоздание в сознании художественных образов природы. Сущность этого этапа состоит в том, что первичное восприятие детьми необходимо продумывать. При первичном, неорганизованном восприятии, детьми, как правило часто упускается то, что показалось неинтересным, что прошло мимо их внимания ввиду недостатка жизненного опыта или слабости художественно-эстетического развития.
"В том, мимо чего прошел ребенок, нередко остается существенное и важное, без чего невозможно воспроизведение целостной картины пейзажа, его глубокое освоение".
С самого начала преподавания фотографии необходимо развивать в детях комплекс способностей всестороннего восприятия, соучастия в творчестве.
Первичное освоение предъявляет специфические требования к формам организации восприятия. уделять особое место в своей работе вопросам методики. "Наиболее эффективно первая встреча ребенка с природой происходит в форме свободного разглядывания фотографии. Педагог предварительно заинтересовывает детей, указывает, на что обратить особое внимание и побуждает к самостоятельной работе. Таким образом, реализуется педагогический принцип единства организации коллективной классной, внеклассной, внешкольной и домашней работы.