Введение

Значительная роль в процессе воспитания подрастающего поколения

отводится сотрудничеству семьи и школы.

Семья должна оказывать помощь школе в успешном осуществлении за­кона об образовании в организации деятельности учащихся. Но на со­временном этапе мешает социальному воспитанию и школьной адапта­ции слабое знание родителями основ педагогики, их неумение , а порой родителей обвинять в этом тоже нереально. Поэтому в настоящий мо­мент необходимо углублять взаимодействие семьи и школы, повышать ответственность отцов и матерей за воспитание детей. И организовать эту работу должна школа. В связи с этим возрастает значение работы учителя, психолога, социального педагога в школе по организации этой деятельности, от которой зависит успех решения многих проблем и во­просов .

Согласно резолюции Генеральной Ассамблеи ООН от 8 декабря 1991-1994 гг. объявлены годами разработки и реализации мероприятий в по­мощь семье. Тем самым отдано должное семье, как социальному инсти­туту, который играет исключительно важную роль в формировании ин­теллектуально полноценного, нравственно и физически здорового моло­дого поколения.

В свою очередь президент нашей республики М.Е. Николаев издал указ от 2 марта 1992г. “ О мерах социальной защиты семьи, охраны материн­ства и детства ” и объявил 1992-1195гг. годами семьи , а 1996-1997 -го­дами образования. Социальные проблемы образования постоянно вол­нуют не только педагогов и учащихся и их родителей , как непосредст­венных участников общеобразовательного процесса, но в той или иной

степени представителей всех слоев населения. В последнее десятиле­тие в России идет процесс обновления средней и высшей школ, направленный на осуществление демократизации и гуманизации, а так же на превращение российского образования в институт гражданского общества. От некогда единой и жесткой государственной системы мы переходим к плюрализму форм получения образования, к многообразию программ и методов обучения . Расширяется сеть всегосударственных вузов, колледжей, лицеев, гимназий, воскресных церковных школ.

Одним из отправных моментов реформирования явилось правительст­венное постановление от 14 апреля 1992г. “ О развитии гуманитарного образования России ” Особая сложность проведения общеобразова­тельной реформы состоит в том, что она проходит в условиях кризиса, переживаемого российским обществом. И это порождает массу трудно­стей.

Социальные последствия школьной реформы привели к такой ситуа­ции, что появились дети, которые оказались представленные самим себе. В Петербурге насчитывается 10 тысяч детей, закончивших только на-чальную школу. Ранее школа была обязана дать среднее образование всем без исключения, в ином случае со школы строго взыскивали РОНО, ГОРОНО и прочие руководящие инстанции. После реформы, число де­тей, не закончивших школу увеличивалось, поэтому в настоящее время, во избежании этой ситуации, в школах создаются классы “коррекции”. В школах появились такие специалисты как психологи, социальные педаго-

ги, которые организуют работу как с учителями и учащимися, так и с семьями детей.

Социальный педагог, непосредственно работающий с детьми может по сути своей профессиональной деятельности внести посильный вклад в дело укрепления семьи. Организуя в школе совместную работу семьи и классных руководителей, он стремится к достижению конечной цели - обеспечению оптимального личностного развития каждого ребенка. На сегодняшний день социальный педагог рассматривает семью, как соци­альную среду, которая коренным образом определяет ситуацию разви­тия ребенка в период детства. Но в тоже время, на современном этапе, социальный педагог испытывает значительные трудности: бывает трудно установить суть проблемы, разобраться в причинах тех или иных нару­шений. Так как нет конкретной отдельной специальности Классный руко­водитель, поэтому функцию классного руководства выполняют, даже можно сказать только частично, учителя предметники, которые при всем том имеют нагрузку учебных часов. Поэтому социальному педагогу необ­ходимо подключаться к организации процесса взаимодействия учителя, семьи и ребенка, приложить все усилия для оптимальной, результатив­ной работы.

Перейти на страницу: 1 2 3