Введение
Актуальность темы
дипломной работы определена тем, что имеет целый ряд исследований, посвященных сотрудничеству семьи и школы, в частности, в начальном звене, но они затрагивают лишь отдельные аспекты проблем, мало учитывают современные реалии.
В сборнике педагогических статей К.В. Бардина раскрывается проблема социально-педагогической службы в школе. В первую очередь особо злободневным вопросам, в том числе приводящие к нежеланию, неумению учиться. Роль родителей здесь огромна, даже по сравнению с ролью педагога. Но в сборнике лишь поверхностно затрагивается вос-
питательный процесс, а ведь учебный и воспитательный процессы могут привести к желаемым результатам только в единстве.
О.Н. Урбанская в своем пособии для учителя “ Работа с родителями младших школьников “ отводит главную функцию главному руководителю, не учитывая роль социального педагога в начальном звене.
В книге для учителя “ Знаете ли вы своего ученика ? “ под редакцией авторов М.М. Безруких и С.П. Ефитова, в которой рассматриваются причины, признаки и методы педагогической коррекции тех трудностей обучения и воспитания, которые наиболее часто встречаются в младших классах. Но в сборнике лишь частично затрагивается коррекция воспитания детей в семье. Вышеизложенные соображения обусловили выбор объекта и предмета исследования и определили его проблематику.
Объект: Процесс организации взаимодействия семьи, школы и ребенка в начальном звене (социально-педагогический аспект)
Предмет: Деятельность социального педагога и классного руководителя в работе с родителями.
Цель исследования:
Выявление и определение потенциала социально-педагогического сотрудничества семьи и начального звена школы.
Задачи исследования:
1. Выявить проблемы семейного воспитания в современных условиях.
2. Определить способы и средства воздействующие повышению педаго-
гического потенциала семьи, познавательной и социальной активности ребенка.
3. Обосновать рекомендации по совершенствованию работы с родителями младших школьников.
4. Анализ теоретических и практических аспектов, изучаемой проблемы позволил сформировать основную гипотезу: деятельность социального педагога по организации сотрудничества семьи и педагогов школы благоприятно воздействует на общий климат семьи, на развитие ее педагогической направленности, тем самым открывает возможность на повышение познавательной и социальной активности ребенка, оказывает помощь в организации систематической совместной работы семьи и школы (эффективность и результативность).
В исследовании использовались методы :
· Изучение научной литературы по теме дипломной работы.
· Обобщение и анализ по теме передового, отечественного опыта.
· Моделирование работы социального педагога в начальном звене.
· Опытно-эксперементальная проверка выявленных путей, моделирование положений.
· Анкетирование и тестирование.
Апробация работы :
Опытно-эксперементальная проверка проводилась в общеобразовательной школе № 13 г. Нерюнгри.
Научная новизна, теоретическая значимость
заключается в выявлении основных условий и принципов организации социально-педагогичес-кой работы в начальном звене общеобразовательной школы, в опреде-
лении содержания и методов работы в них, а также в эксперементально-теоретическом обосновании принципов и приоритетных направлений.
Практическая значимость