Содержание и технологии обучения в российской школе
В академии, кроме этих знаний, если не изучали, то в любом случае при переводе книг, получали «сведения по всемирной истории, космогонии, философии, филологии, этике, географии, математике, медицине» [10, 10].
Таким образом, уже в XI веке сложилось определенное, достаточно сложное и устойчивое содержание образования, предназначенное для каждой ступени школы. Важнейшей особенностью содержания образования древнерусской школы был старославянский язык обучения, близкий древнерусскому, поскольку православную веру Русь приняла на старославянском языке, литературно-художественная направленность всего процесса обучения, тесная связь народной и православной культуры (народная культура входит во все жанры литературы от проповеди до художественных произведений). Основы содержания образования, выработанные в начале XI в., просуществовали в российской школе едва ли не до XVIII в.
В этот же период начинают складываться соответствующие образовательные технологии, отчасти аналогичные европейским: буквослагательный метод обучения чтению, «ручной счет», индивидуально-групповая форма обучения и свои особенные, объясняющиеся тем, что обучение шло на старославянском языке, учителя относились к ученикам с любовью, по-отечески.
Важные перемены в содержании образования стали происходить со второй половины XIV века.
В принципе, содержание само по себе в этот период не претерпело значительных перемен. В начальной школе обучали чтению, читали Часослов, Псалтырь, Апостол, другие религиозные книги. В некоторых школах преподавали основы грамматики и некоторые другие предметы.
Более высокое образование давалось, видимо, не в школах, а в общении с высокообразованными людьми. Самое же важное, что произошло в этот период, — выдвижение в образовании на первое место духовно-нравственных ценностей, которые можно выразить такими понятиями, как боголюбие, человеколюбие, родинолюбие и др., т.е. образование, его содержание в первую очередь стали служить целям воспитания человека, а не только его интеллектуальному развитию.
XVII в. правомерно считать своего рода «предысторией» перемен в содержании образования, которые произошли в XVIII веке.
В этот период значительно расширилось содержание образования. В широкое обращение входят такие предметы, как древнегреческий, латинский, польский языки, грамматика, риторика и диалектика, богословие, история, география, математика.
В это же время в само образование, в жизнь школы прочно входят учебники. В XVII в. появляются широко известные и достаточно совершенные в дидактическом отношении буквари Василия Бурцева, Федора Поликарпова, Симеона Полоцкого, Кариона Истомина. Отличительной чертой их было то, что они не только учили читать, но и содержали наставления по этике.
Появляются учебные пособия и для повышенных школ, среди них — по грамматике, риторике, истории, географии, иностранным языкам, в частности, латинскому. Особой известностью пользовалась грамматика Мелентия Смотрицкого, напечатанная в 1648 г. «В XVI — XVII вв. появились учебные пособия по математике — «Цифирная счетная мудрость», «Считание удобное», «Геометрия» Альбертуса Долмацкого [78, 55].
Период с XVIII до середины XIX в. стал временем кардинальных перемен в российском содержании образования, технологиях обучения.
Во-первых, в этот период произошло складывание принципиально нового содержания образования. Его важнейшим составляющим стала национальная культура. Величайшая роль в создании и утверждении нового содержания принадлежит М.В. Ломоносову. Помимо научных и литературных трудов, известных в школе, им написаны учебники, — некоторые из них использовались в школе десятилетия.