Содержание и технологии обучения в российской школе
Немало было в России теоретиков реального образования. Его наиболее видным идеологом был Д.И. Писарев. Многие ученые выступали в его поддержку, в том числе и Д.И. Менделеев [71].
Наконец, работы К.Д. Ушинского заложили основу формирования национального образования в России. И хотя идеи К.Д. Ушинского о «необходимости сделать русские школы русскими», не были услышаны при его жизни, но в начале XX века переход на национальное содержание уже становится состоявшимся фактом. Это особенно ярко видно в проектах реформ П.Н. Игнатьева и Временного правительства. (В этой связи особый интерес представляет деятельность А.А. Мусина-Пушкина. Умный и убежденный сторонник классического образования, он многое сделал для его реформирования и приспособления к требованиям жизни [72] в начале XX в. в России. Однако в 10-е гг. он приходит к выводу, что основной школой должна быть национальная школа, а классические гимназии – по одной – работать только в губернских городах) [73].
Высшая школа России этого времени была и центром науки и центром просвещения. Важнейшим, определяющим элементом ее технологий было то, что студенты не только изучали здесь науку, но и активно участвовали в научном поиске, в научной работе со своими преподавателями – учеными.
Бурным развитием технологий отмечено начало XX века, когда в рамках реформаторской педагогики шел активный поиск новых форм и методов обучения и воспитания.
В целом же, содержание образования, сформировавшееся в этот период, оказалось настолько эффективным с педагогической точки зрения, что новая школа, появившаяся после Октябрьской революции, спустя более десяти лет, фактически вернулась к основам дореволюционного содержания образования, исключив из него Закон Божий и классические языки. Также стали использоваться и многие технологии, отработанные в это время.
Серьезными поисками нового содержания и технологий отмечены и послереволюционные годы.
В 20-е годы была предпринята попытка коренным образом перестроить содержание, формы и методы работы школы. Было разработано новое содержание – знаменитые комплексные программы, введены новые технологии обучения: метод проектов, бригадно-лабораторный метод и т.д. Хотя определенный педагогический эффект от их применения и был достигнут, но в целом они не оправдали себя, и в начале 30-х гг. российская школа перешла на содержание и технологии, выработанные еще до революции.
Серьезные успехи достигнуты в разработке содержания и технологий обучения после 30-х гг. Так было выработано содержание и технологии воспитания и обучения в детских садах. Работы Л.В. Занкова — создание новых программ, учебников и методов обучения — позволили перейти на 3-х летний срок обучения в начальной школе.
Принципиально новое содержание и технологии обучения были разработаны В.В. Давыдовым и Д.Б. Элькониным [35] и их сотрудниками.
Было существенно обновлено и усовершенствовано содержание образования в средней и высшей школе, отработаны многие технологии.
Следовательно, характеризуя развитие содержания и технологий, можно утверждать, что в целом они отвечали целям и задачам, которые выдвигались и ставились в каждое новое историческое время перед российской школой. При этом надо отметить такие черты российского содержания образования, как его высокий интеллектуальный уровень, нравственное и духовное начало, заложенное в нем, а в технологиях, традиционно обеспечивающих высокий уровень знаний учащихся, их развивающую и воспитательную направленность.