Содержание и технологии обучения в российской школе
Во-вторых, в этот период складываются новые формы и методы обучения во всех школах.
В области начального образования важнейшие перемены в содержании и технологиях обучения связаны с именем Ф.И. Янковича. Им и под его руководством было подготовлено много учебников, пособий, таблиц для учащихся народных школ и учебных пособий для учителей. Им были предложены многие новые формы и методы обучения. Многое сделал он и для введения в России класcно-урочной системы.
В первой половине XIX века наиболее значительную роль в развитие содержания и технологий первоначального обучения внесли Е.О. Гугель, своими учебниками [31, 32], и В.Ф. Одоевский [79] своими книгами, методическим разработками.
Крайне сложным было становление содержания в средней школе. На протяжении этих десятилетий оно менялось многократно, причем нередко противоположным образом. Но в любом случае общую тенденцию его в этот период можно определить как становление неоклассического содержания образования.
В высшей школе основу содержания составила наука. Как важный момент надо отметить, что обучение в Московском университете шло на русском языке.
С середины XIX в. началось формирование современного содержания и технологий обучения. (Заметим, что отношение этого содержания к содержанию XVIII в. примерно таково же, как и отношение литературы XIX в. к литературе XVIII в.)
Важнейшие перемены в содержании образования этого периода связаны с деятельностью К.Д. Ушинского, который выработал его главные принципы: народный, научный и православный характер его, доступность ученику, нравственное и развивающее начало и др.
Самое существенное изменение в содержании начального образования состояло в том, что значительно был расширен его объем и предназначение. Оно стало служить не средством выработки умений писать, читать, считать и петь, а средством знакомства ребенка с окружающим миром, средством его духовного, нравственного и умственного развития.
Дидактические идеи, выдвинутые К.Д. Ушинским, были реализованы им в его учебниках «Родное слово» и «Детский мир».
Им же были предложены новые технологии обучения в начальной школе, которые должны были служить не только целям формирования знаний и умений, но и целям развития (идея «развивающего обучения») и воспитания (К.Д. Ушинский считал, что первоначальное образование в первую очередь должно формировать ребенка духовно и нравственно, вырабатывать в нем «мировоззрение», готовить к труду, а потому само должно быть серьезным трудом ученика).
Большой вклад в развитие содержания и технологий обучения внес Л.Н. Толстой, который организовал начальную школу в Ясной Поляне, где ему удалось реализовать свои идеи на практике [См.: 100]. Им также были написаны прекрасные учебники для начальной школы.
К.Д. Ушинский и Л.Н. Толстой своими теоретическими и практическим работами существенно изменили взгляды на содержание и технологии обучения в начальной школе. А их идеи стали основой дальнейшего совершенствования этих компонентов образования, что нашло отражение в деятельности многих педагогов перед революцией, подготовивших свои прекрасные учебники для начальной школы, — учебники В.И. Водовозова, H.A. Корфа, С.И. Миропольского и др.
Основную тенденцию развития содержания образования в средней школе можно определить одним вектором: от неоклассической и реальной школы к школе национальной.
Как известно, идеологами классического, правильнее неоклассического, содержания выступили многие известные деятели России, в том числе и Н.И. Пирогов. И это направление педагогической мысли было реализовано на практике министром просвещения России 60 — 70-х гг. Д.А. Толстым.