Колокольня

Своеобразным апофеозом архитектуры классицизма в Рязани явилась колокольня Успенского собора , построенная с западной его стороны (там , где была древняя Глебовская башня крепости) еще одним петербургским архитектором - Н.И. Воронихиным в 1840 году.

Воронихин , в отличие от его однофамильца А.Н. Воронихина , знаменитого русского архитектора, не был крепостным крестьянином , но был сыном придворного лакея . Он поступил в Академию художеств в Петербурге еще мальчиком десяти лет , в 1821 году . Там он учился у К.А. Тона , показал немалые успехи и при выпуске (в 1831 г.) был награжден серебряной медалью . Возможно , молодой Рюмин привлек его к работам в Рязани , где Воронихин поступил на должность архитектора Казенной палаты . В 1836 г. он получил звание ''назначенного" академика , а после представления им конкурсного проекта , был избран действительным академиком архитектуры (1838). В 1836 г. Воронихин был назначен губернским архитектором Рязани . Еще работая в Казенной палате , он спроектировал небольшое здание кордегардии возле Присутственных мест , которое было построено в 1838 г. Позднее он выполнил ряд крупных проектов , в частности , пристроил дом Рюмина под Дворянское собрание : в 1848-53 гг. пристроил к нему справа новый зал с отдельным входом .

Хорош Воронихинский зал внутри , окруженный колоннами коринфского ордера . Он вызывает ассоциации с колонным залом Дворянского собрания Москвы , но более скромен по размерам .

Воронихин спроектировал также фасад здания Благородного пансиона на ул. Свободы , оставшийся , впрочем , невыполненным . Бесспорно , самой выдающейся постройкой Воронихина в Рязани была соборная колокольня . Она воплотила в себе историю архитектуры классицизма города . Мысль о замене колокольни , построенной Яршовым в середине 17 века , новой , более высокой , возникла еще в 1783 г. Колокольня Яршова была приемлема для кремлевского ансамбля только до сооружения здесь Успенского собора 17 в. Ее сравнительно небольшая высота отвечала древнему Успенскому собору 15 в. и Архангельскому собору , но совершенно подавлялась колоссальным массивом нового собора .

В 1783 г. начался сбор средств на сооружение новой колокольни и для ее строительства был приглашен талантливый архитектор-самоучка купец 2-й гильдии С.А. Воротилов , происходивший из крестьян Нереховского уезда Костромской губернии . Он был известен своими постройками в Костроме , в частности , красивой колокольней Костромского собора , которую некоторые исследователи сравнивали даже с работами Растрелли . Воротилов умел составлять чертежи , что заставляет предполагать , что прошел курс обучения под руководством профессионально образованного архитектора .

Он представил чертеж для рязанской колокольни . Заслугой Воротилова является определение местоположения колокольни , которое в градостроительном отношении чрезвычайно удачно развивало , с одной стороны , продольную ось собора , с другой , учитывало только что утвержденную планировку города с ее Соборной улицей , ориентированной на Кремль . (Фундамент колокольни по этому проекту был заложен в 1789 г.). кроме того , Воротилов удачно рассчитал высоту колокольни , которая давала правильное соотношение ее с собором . Колокольня по его проекту должна была быть высотой 71б35 м. При этом , собственно , ее здание составляло 42б5 м., а на остальную высоту поднимался " кумпол "- типичное для елизаветского барокко завершение с волютами , шаром и шпилем .

На втором этаже колокольни должна была быть помещена церковь по традиции , определенной московской кремлевской колокольней Ивана Великого , которой следовал в своей колокольне и Яршов .

Перейти на страницу: 1 2 3 4