Колокольня
Проект Биндемана не был принят, и вслед за тем начался целый конкурс проектов на достройку рязанской колокольни. В 1835 г. Комиссия проектов и смет Главного управления путей сообщения и публичных зданий, в обязанности которой входило рассмотрение этих предложений , выдвинула свое предложение, возможным автором которого был архитектор Висконти . По этому предложению второй ярус разбирался, колокольня предлагалась пяти ярусной , с сохранением ее общей первоначальной высоты, а ее архитектура приобретала откровенно ампирный характер . Это предложение не получило поддержки в Рязани, где жертвователи не соглашались с уничтожением уже построенного второго яруса .
Значительный интерес представлял проект архитектора К.А. Тона , который сумел поставить на два существующих этажа третий, достигнув единства общей композиции . Добавлять четвертый ярус или шпиль Тон так и не решился Б так как вызывала опасения ненадежность грунтов , уже едва не приведшая к катастрофе самого собора. Н.И. Воронихин , ставший к тому времени губернским архитектором Рязани и академиком архитектуры, обратил внимание рязанского архиепископа на то , что проект Тона не отвечает градостроительным задачам, а в известной мере и особенности грандиозного Успенского собора . Вследствие этого архиепископ возбудил ходатайство , чтобы "для большей благовидности и красоты городу, и дабы более соответствовала она высоте собора" сделать на колокольне четвертый ярус и шпиль . Проект взялся составить губернский архитектор .
Воронихин сделал проект всей четырехъярусной колокольни . Он нашел остроумное решение задачи, вполне соответствовавшее новейшим достижениям строительной техники того времени . Он предложил сделать четвертый ярус не из камня, а из железа. На своде третьего яруса был основан сложный металлический каркас, на котором монтировался шпиль. Вокруг этого основного каркаса, на высоте четвертого яруса, крепился дополнительный для стен, сделанных из листового железа. Из листового железа на отдельном каркасе были выполнены и стволы колонн, и их детали. Общая высота колокольни со шпилем и крестом получилась 75,5 метров, то есть на четыре с лишним метра больше, чем у Воротилова и в остальных проектах, и почти на 29 метров больше, чем по проекту Тона, что уже вполне удовлетворило жителей Рязани. В натуре колокольня за счет увеличения шпиля была сделана еще выше и достигла высоты 83,2 м.
Тема архитектурного решения была подсказана, безусловно, мастерским эскизом Тона. Он, по существу, полностью повторил третий ярус, как его замыслил Тон, и затем еще раз использовал тот же мотив, в несколько уменьшенных пропорциях, для четвертого яруса. Шпиль Воронихин задумал, пользуясь как аналогией, шпилем Коробовского Адмиралтейства в Петербурге, каким он был показан на чертеже Захарова, вероятно, известном Воронихину еще по Академии, то есть с перехватом внизу. Однако, если в проекте тона благодаря удачным пропорциям все три разнородных этажа сливались в единую, внутренне увязанную композицию, то у Воронихина первый ярус воспринимается как своеобразный пьедестал для остальных трех. Впрочем, достичь иного решения можно было только при уменьшении высоты колокольни, за счет переработки пропорциональных соотношений этажей, чего Воронихин, разумеется, не хотел.
Колокольня Рязанского Кремля - замечательное произведение искусства. В ней удивительно уже то, что, хотя она строилась, как средневековые соборы, в течение жизни нескольких поколений, ее общая композиция сохранила единство и цельность выражения. Исключительно велико ее градостроительное значение, которое сравнимо со значением колокольни Ивана Великого для Москвы или построек Коробова и Захарова для Петербурга. В постановке и композиционном построении колокольни сказались великие архитектурные традиции древней Руси. На основе этих же традиций сооружена колокольня Рождественского монастыря Суздаля, выстроенная в память Отечественной войне 1812 года.