Основные понятия линии уравнений
Преобразование одной из частей уравнения используют раньше всех других преобразований уравнений, это происходит еще в начальном курсе математики. Прочность владения навыком преобразований этого типа. имеет большое значение для успешности изучения других видов преобразований, поскольку они применяются очень часто.
Основой преобразований данного типа являются тождественные преобразования. Поэтому классифицировать их можно в соответствии с классификацией тождественных преобразований, например раскрытие скобок, приведение подобных членов и т. д.
Преобразования второго типа состоят в согласованном изменении обеих частей уравнения в результате применения к ним арифметических действий или элементарных функций. Общей основой всех преобразований этого типа является логический принцип, выражающий характеристическое свойство равенства выражений: если выражения а и b равны и в выражении F (х) выделена переменная х, которая может принимать значение а, то выражения F (а) и F {b) равны: a = b =>F {a)=F (b).
Преобразования второго типа сравнительно многочисленны. Они составляют ядро материала, изучаемого в линии уравнений.
Приведем примеры преобразований этого типа.
1)-Прибавление к обеим частям уравнения одного и того же выражения.
2) Умножение (деление) обеих частей уравнения на одно и то же выражение.
3) Переход от уравнения a=b к уравнению ¦ (a)=¦ (b), где ¦ - некоторая функция, или обратный переход.
К третьему типу преобразований относятся преобразования уравнений, и их систем, изменяющие логическую структуру заданий. Поясним использованный термин «логическая структура». В каждом задании можно выделить элементарные предикаты — отдельные уравнения. Под логической структурой задания мы понимаем способ связи этих элементарных предикатов посредством логических связок конъюнкции или дизъюнкции.
В зависимости от средств, которые используются при преобразованиях, в этом типе можно выделить два подтипа: преобразования, осуществляемые при помощи арифметических операций и при помощи логических операций. Первые можно назвать арифметическими преобразованиями логической структуры, вторые — логическими преобразованиями логической структуры.
Наиболее важными для школьного курса математики арифметическими преобразованиями логической структуры являются:
а) Переход от уравнения a * b=0 к совокупности уравнений а=0, b=0.
Сюда же относятся сходные преобразования для уравнений вида ,
б) Переход от системы уравнений к одному уравнению посредством почленного сложения, вычитания, умножения или деления уравнений, входящих в систему.
Приведем примеры логических преобразований логической структуры:
а) Выделение из системы уравнений одного из компонентов. Например,
при решении системы уравнений способом подстановки можно
в качестве первого шага рассмотреть первое из уравнений (это и будет преобразование данного типа, условно его, можно изобразить так: АÙВ——>А). Смысл такого преобразования в том, что выделенное уравнение можно подвергать дальнейшим преобразованиям независимо от той системы, в которую оно входит.
б) Замена переменных. В простейшем случае замена переменных состоит
в переходе от уравнения F (f (x))=0 к системе Связь этой системы
и данного уравнения такова: число Х0 — решение уравнения F (f (х))=0 тогда и только тогда, когда пара (х0, f (х0)) — решение системы. Это преобразование позволяет одно «сложное» уравнение заменить системой более простых уравнений. Так решаются биквадратные уравнения, многие типы иррациональных и трансцендентных уравнений (например, при их сведении к алгебраическим уравнениям).
в) Преобразование, противоположное замене переменных, т. е. переход от
системы вида к уравнению F (х, f (х))=0.