Содержание экологического образования и его основные компоненты

а)изучение биологических, физиологических и других явлений для раскрытия важнейших эколого-географических закономерностей;

б)постановка вопросов комплексного характера для систематизации знаний из других учебных предметов;

в)выполнение специальных заданий и упражнений, решение задач на межпредметной основе;

г)работа с таблицами и иллюстрациями;

д)составление комплексных характеристик различных объектов природы, требующих привлечения знаний из курсов биологии, физики, химии, истории и др.;

е)побуждение школьников к участию в опросе своих товарищей, к диалогу, направленному на воспроизведение знаний из курсов других школьных предметов [2.46].

Межпредметные связи, равно как и межпредметный подход в целом, могут применяться не только в обучении, но и во внеклассной работе по всем предметам естественнонаучного, гуманитарного и художественно-эстетического циклов. Все это позволяет, во-первых, всесторонне, то есть с позиции различных предметов раскрывать содержание важнейших межпредметно-экологических идей и сущность современных экологических проблем; во-вторых, обеспечить преемственность и взаимосвязь обучения, внеклассной воспитательной работы и общественно-полезной деятельности школьников по исследованию и охране окружающей среды родного края, что является принципиально важным условием эффективного экологического образования школьников [6.84].

I

.7.

При конструировании содержания экологического образования важно учитывать следующее:

1)Усвоению знаний, носящих общий и абстрактный характер, должно предшествовать знакомство учащихся с более частными и конкретными знаниями;

2)Знания, конструирующие учебный предмет (или его отдельные разделы), должно предлагаться учащимся в процессе анализа объективных условий их прохождения, благодаря которым они становятся социально и личностно необходимыми;

3)Учащиеся должны уметь, прежде всего: обнаруживать в учебном материале генетически сходное, существенное, всеобщее отношение, определяющее содержание и структуру объекта новых знаний;

4)Выявленное всеобщее отношение учащиеся затем должны уметь воспроизвести (запечатлеть) в особых предметах, графических или буквенных моделях, позволяющих изучать свойства исследуемого объекта как бы в чистом виде;

5)Учащимся необходимо уметь конкретизировать генетически исходное, всеобщее отношение изучаемого объекта в системе частных знаний о нем, удерживаемых в единстве, которая обеспечивает мысленные переходы от всеобщего к частному и от частного к всеобщему;

6)Учащиеся должны уметь «переходить» от выполнения действий в умственном плане к выполнению их во внешнем плане и обратно [6.74].

II

.1.

Организм ребенка младшего школьного возраста представляет собой наиболее благоприятную почву для становления и формирования у него экологического понимания.

Существует множество подходов и идей, разработанных различными учеными-педагогами, чтобы сформировать у ребенка отношение к окружающей среде и формировать экологическую культуру.

Как разобраться в этом обилии подходов и идей? Здесь уместно воспользоваться концептуальными положениями педагогов-экологов, в основе которых лежит взаимосвязь пяти основных компонентов:

1)научно-познавательный;

2)ценностный;

3)нормативный аспект;

4)практический-деятельный аспект;

5)экологизация [2.18].

Научно-познавательный компонент

, развивающий интерес младших школьников к проблемам окружающей среды может быть представлен характеристикой свойств предметов и явлений, их многообразия, связи между ними. Для младших школьников весь комплекс знаний об окружающей среде окрашен интересом, который способствует формированию отношений детей к природно-социальному окружению, принципиально новой мировоззренческой установки – осознание природы и общества в их целостности как функционально равных частей единого целого, необходимости постоянно соотносить свои действия с возможностями природной среды.

Перейти на страницу: 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17