Содержание экологического образования и его основные компоненты
Мотивационно-ценностный компонент
определяется наличием социально-значимых мотивов отношения личности к окружающей среде, проявлением интереса к вопросам социальной экологии и современным экологическим проблемам, позитивной эмоциональной установкой на природоохранительную деятельность.
Ребенок глубоко убежден в универсальной ценности природы, в социальной и личной необходимости охраны окружающей среды. Видит в природоохранительной работе личностный смысл и рассматривает ее как свой гражданский долг. У ребенка появляется устойчивый интерес к проблеме окружающей среды. Испытывает потребность в общении с природой. Имеет сформировавшиеся ценностные ориентации. В иерархии мотивов охраны окружающей среды ведущая роль принадлежит мотивам духовно-нравственного содержания.
Содержательно-операционнй компонент
характеризуется глубиной и системностью экологических и нравственно-экологических знаний, сформированностью природоохранительных умений и навыков, соблюдением правил поведения и деятельности в природе, проявлением активности и инициативности в процессе природоохранительной деятельности, соотношением регуляции и саморегуляции поведения и деятельности в природной среде.
Ребенок проявляет высокий уровень экологических, нравственно-экологических оценочных и нормативных знаний, приобретает их самостоятельно. Использует экологические знания для анализа конкретных экологических проблем и ситуаций. Активно выступает против фактов безнравственного отношения к окружающей среде. Знает и добровольно выполняет правила поведения и деятельности в природной среде.
Оценочно-результативный компонент
определяется оценочными суждениями личности о фактах взаимодействия человека и общества с природой, соответствием оценок нормам морали и права, появлением нравственно-экологической направленности в оценке результатов деятельности человека в природной среде.
У ребенка ярко проявляется нравственно-правовая направленность в оценке результатов деятельности в природе. Оценивает данные результаты с точки зрения нравственно-правовых норм. Систематически высказывает оценочные суждения по фактам взаимодействия человека и общества с природой. Самостоятельно контролирует и оценивает свои действия и поступки в природе. Систематически подвергает свою деятельность экологической оценке. Оценка результатов взаимодействия человека и общества с природой вызывает соответствующие переживания, что является дополнительным стимулом к работе по охране природы родного края. [3.76].
Основываясь на положении о том, что формирование всякого личностного качества или свойства предполагает обеспечение воздействия на личность, адекватной структуре данного качества, следует признать, что педагогическая технология формирования у школьников экологической ответственности включает в себя следующие основные звенья:
1)формирование у учащихся интереса к вопросам социальной экологии и современным экологическим проблемам;
2)развитие социальных мотивов отношения личности к природе;
3)раскрытие универсальной ценности природы;
4)формирование у воспитанников экологических и нравственно-экологических знаний, соответствующих интеллектуальных и практических умений и навыков, обобщенных принципов и моделей поведения и деятельности в природной среде;
5)включение учащихся в непосредственную работу по охране природы родного края;
6)побуждение школьников к оцениванию фактов взаимодействия человека и общества с природой, привлечение их к контролю и оценке социальных результатов природоохранительной деятельности.
Указанная технология может быть реализована в полной мере лишь с активным участием речи и межличностного общения и только в целостном педагогическом процессе, включающим в себя, как известно, обучение, внеклассную работу и общественно полезную деятельность школьников, в том числе работу по исследованию и охране природы родного края [5.53].