Задачи обучения основным движениям детей шестого года жизни
В старшей группе сохраняют свое значение упражнения на пособиях: гимнастической скамье, бревне и пр. Сложность этих упражнений значительно возрастает. Многие проводятся с различными заданиями, например пройти по скамье, неся мешочек на голове, на тыльной стороне ладони, на локте и пр.
Повышаются требования к точности движений и поз в упражнениях. Воспитатель следит, чтобы все дети шли указанным шагом, прямо держали корпус, смотрели вперед, а не под ноги, двигались не спеша, в заданном темпе.
Длительное сохранение определенных положений рук утомляет дошкольников, даже старших. Воспитатель не должен забывать о том, что надо предлагать детям менять положения рук при упражнениях в равновесии, чередовать последние с упражнениями, предусматривающими свободное балансирование руками.
При выполнении упражнений на пособиях старшим детям чаще всего предлагают спрыгивать с них, а изредка сходить шагом.
В старшей группе вводятся такие упражнения в равновесии, как бег по горизонтальной и наклонной доске, скамье, ходьба боком по бревну, ходьба с поддержкой по узкой стороне скамьи, балансирование вдвоем .на противоположных станинах лестницы, лежащей на полу, и др.
Новые упражнения целесообразно разучивать в облегченных условиях, на ограниченной, но не повышенной опоре (доска, линия), а затем на повышенной и ограниченной опоре (скамья, куб и т. п.). Так, например, расхождение вдвоем осуществляется следующим способом: при встрече дети берут друг друга за плечи, выставляют одноименные ноги вперед и, поддерживая друг друга, оба одновременно поворачиваются плечом вперед на выставленной вперед ноге.
Для упражнения в равновесии используются ползание и ходьба на четвереньках в разных условиях; кружение, балансирование.
-Упражнения. I полугодие. После бега присесть на носках, руки в стороны;
под счет сделать эти приседания, на «четыре» встать, выпрямиться, подняться на носки, руки вверх, смотреть на них; идти по шнуру, рейке, приставляя пятку одной ноги к носку другой (прямо, по кругу, зигзагообразно); то же, с мешочком на голове; входить и сходить по наклонной доске приставным шагом, прямо и боком; стоять на гимнастической скамье на одной ноге; подниматься на носки и опускаться на всю стопу, стоя на скамье; ходить по скамье, перешагивая набивные мячи; поворачиваться кругом на гимнастической скамейке; пробегать по скамье; кружиться парами, держась за руки.
// полугодие. После бега, прыжков остановиться, стоять на одной ноге; низко наклониться вперед 3 раза, затем выпрямиться и стоять на одной ноге; вбегать и сбегать по наклонной доске на носочках; идти по гимнастической скамейке; раскладывая или собирая мешочки с песком; идти по скамье, присесть на середине, коснуться руками скамьи, выпрямиться, идти дальше: расходиться вдвоем на лежащей на полу доске; идти по гимнастической скамье, прокатывая перед собой двумя руками мяч; идти по узкой рейке гимнастической скамьи с поддержкой; делать «ласточку».
Общеразвивающие упражнения. Многие исходные положения и движения рук, ног, туловища, головы хорошо известны детям; ребенок свободно ориентируется в действиях с разными предметами и без них. Накопленный опыт позволяет совершенствовать умения в выполнении движений отдельных частей тела, даже таких мелких, как кисть, стопа, пальцы. Улучшается координация движений, все более доступными делаются общеразвивающие упражнения без предметов. Становится возможным более высокое качество движений. От детей требуют точного соблюдения направления, амплитуды, темпа движения, четкости не только исходных и конечных, но и промежуточных положений. Воспитатель требует, чтобы дети правильно обозначали положения рук вперед, вверх, в стороны, перед грудью, за голову, к плечам; выпрямляли, если это надо, руки в локтях, сжимали и вытягивали пальцы; во
время наклонов в стороны не сгибали ноги в коленях; не сгибались и не прогибались в пояснице; при приседаниях держали спину прямо, не опускали голову, держали пятки вместе; поднимая ноги, оттягивали носки .
В старшей группе в основном закрепляются навыки элементарных движений отдельных частей тела: сгибания, разгибания, вращения, повороты, наклоны и т. п. В этих простых движениях достигается хорошая согласованность действий всей группы, одновременное начало и окончание упражнений, следование определенному подсчету воспитателя или музыкальному сопровождению, выполнение упражнений всеми детьми в одинаковом темпе и т. д. В упражнениях более сложных, связанных с проявлением силовых усилий (сесть и встать без помощи рук; поднять обе ноги вверх, лежа на спине; лежа на полу, перевернуться со спины на живот и т. п.), не следует стремиться к тому, чтобы дети четко согласовывали друг с другом свои движения. Темп выполнения подобных упражнений небыстрый, он должен ориентироваться на индивидуальные возможности каждого ребенка. Одно и то же упражнение при разучивании и при первых повторениях можно проделывать более медленно, чем в дальнейшем. Но надо учитывать, что некоторые упражнения выполнять в медленном темпе труднее, например: сесть из положения лежа на спине, опустить на пол прямые ноги, поднятые углом вверх, и др. Регулируя темп, воспитатель может обеспечить разную нагрузку на мышечные группы рук, ног,' живота, спины. То же следует сказать и об амплитуде движений. Чем она больше, тем большая нагрузка приходится на суставы, связки, мышцы действующей части тела. Постепенно у детей вырабатывается определенная выносливость при выполнении упражнений.