Задачи обучения основным движениям детей шестого года жизни
В старшей группе разнообразнее и сложнее становятся упражнения в бросании и ловле. Дети должны иметь разносторонние навыки владения мячом. Они должны уметь его ловко принимать, непринужденно держать, быстро и точно передавать в разных направлениях. Детей упражняют в передаче мячей из рук в руки, стоя в кругу, в шеренгах, в колоннах, сидя на гимнастических скамейках. Мяч передается вперед и назад над головой, сбоку с поворотом туловища вправо и влево, а также между расставленных ног с наклоном вперед. Упражнения эти несложные. Они очень эмоциональны, особенно если организовать соревнование небольших групп детей в передаче мячей на скорость.
Много времени в старших группах уделяется упражнениям в бросании и ловле мяча индивидуально, в парах, по кругу, в кругах с водящими и т. д. Если перебрасывание мяча организуется в большом кругу, то в первый раз перебрасывают 1 мяч, а при повторении упражнения можно перебрасывать одновременно 2—3 мяча, чтобы детям не приходилось долго стоять в ожидании. Для упражнений в бросании мяча стоящему в центре круга группа строится в несколько кружков и в каждом выделяются водящие.
Не все дети в старшей группе достаточно ловки при ловле мячей. Они еще не умеют учитывать ряд условий, от которых зависит правильность выполнения действия. Так, при ловле необходимо определить направление и скорость летящего предмета, его объем и массу. От этого зависит способ ловли.
Например, при ловле мяча двумя руками перед собой основная задача — погасить скорость летящего предмета и удержать его кистями рук. Движения рук следующие: когда мяч приближается к ловящему, руки свободно, ненапряженно вытягиваются вперед навстречу мячу; соприкоснувшись с мячом (примерно на расстоянии вытянутых вперед рук), руки мягким плавным движением сгибаются и отводятся вместе с ним к груди. В это время мяч захватывается кистями, пальцами (не следует прижимать его к груди).
На таких же принципах основываются и другие приемы ловли предметов в любых положениях.
При ловле предмета чрезвычайно важно быть наготове, подойти к мячу на удобное расстояние: подбежать вперед, отойти назад, сделать выпад или шаг в сторону, подпрыгнуть, присесть и т. п.
В играх и упражнениях с мячом надо приучать детей бросать друг другу мяч так, чтобы товарищу было удобно его поймать.
В старшей группе дети должны уметь подбрасывать и ловить мяч после отскока от земли, пола не менее 10 раз подряд.
Навыки ловли успешно формируются в упражнениях взрослого с каждым ребенком индивидуально. Надо почаще играть с детьми в мяч.
Хорошему владению мячом способствуют и разнообразные индивидуальные упражнения «школы мяча» (см. в разделе «Подвижные игры»). В таких упражнениях, как подбрасывание мяча вверх и ловля его с хлопком, с поворотом вокруг себя, воспитатель учит детей подбрасывать мяч повыше и прямо над собой, чтобы успеть похлопать в ладоши или повернуться вокруг себя и поймать мяч.
В работе со старшими дошкольниками имеют место и упражнения в бросании, ловле и отбивании мячей одной рукой. Сначала дети подбрасывают мяч невысоко. Затем упражнения усложняют, увеличивая высоту подбрасывания, количество подбрасываний подряд и т. д. Необходимо при этом следить, чтобы дети проделывали упражнения правой и левой рукой. При ловле мяча одной рукой его встречают кончиками пальцев, ладонью, после чего рука с мячом плавным движением отводится немного назад, если мяч летит навстречу, или вниз, если мяч падает сверху. Движения рук и кистей смягчают прием мяча. Во время ловли мяча ребенку необходимо смотреть на мяч, пока он не возьмет его в руки.
Такими же мягкими и плавными движениями осуществляется отбивание мяча об пол как на месте, так и с продвижением вперед. Последнее называется ведением мяча. Тело ребенка слегка наклонено вперед, ноги согнуты. Поступательное движение мячу придают главным образом движения кисти и предплечья. Отталкивается мяч кончиками пальцев, которые слегка согнуты и разъединены. Движения пальцев и всей руки больше похожи на толчок, чем на удар. Мяч следует отталкивать несколько сбоку от себя так, чтобы к нему не надо было тянуться. Чтобы не ударить мяч о колено и носки ног, толчки должны быть равномерными, с передвижением.
Вести мяч вначале надо на небольшой скорости в прямом направлении, затем с поворотами, по кругу и т. п. Дети упражняются в ведении мяча правой и левой рукой. Они в состоянии понять различие приемов высокого и низкого ведения мяча . Следует пояснить детям, каким способом лучше пользоваться в различных игровых ситуациях: при быстром перемещении по свободной площадке обводить мяч вокруг партнера, препятствующего передвижению, и пр.
В старшей группе детей упражняют в метании вдаль и в цель. Попадание в цель становится менее случайным, так как дети овладевают умением целиться и соразмерять свои движения с силой и направлением броска. Эффективности метания способствует умение занимать удобную подготовительную позу. Детей приучают самостоятельно следить за тем, чтобы при метании правой рукой впереди находилась левая нога (а при метании левой рукой правая нога), чтобы рука с мешочком или мячом проносилась сверху над плечом, а не сбоку.