Задачи обучения основным движениям детей шестого года жизни
В период подготовки детей к лазанью по канату используется еще одно упражнение. Приняв положение виса стоя, ребенок должен попробовать подняться на носки, захватить канат руками над головой повыше, затем, крепко держась за канат, оторвать ноги от пола, повиснуть на слегка согнутых руках и пробыть в этом положении немного —5—10 с. Если в том же исходном положении захватить канат руками немного ниже, примерно на уровне лица, то, оторвав ноги от пола, можно повиснуть на нем на согнутых руках. Для того чтобы занять положение виса на согнутых руках, взявшись за канат над головой, надо слегка подпрыгнуть и одновременно подтянуться. В том случае, если нет каната, можно ;все эти упражнения проделывать на шесте. Воспитатель находится *у каната, оказывает детям помощь, поддерживает их, ободряет. Он разрешает желающим попробовать влезть на канат, обусловив высоту влезания. При этом педагог объясняет и показывает (с помощью ребенка из подготовительной к школе группы), как надо слезать с каната, опираясь на ноги и перебирая руками. Во время первых попыток влезания и спуска по канату воспитателю лучше всего удерживать его в неподвижном положении. Можно и закрепить его конец. Спрыгивать с каната детям не разрешается.
Не следует забывать, что любые упражнения в лазанье требуют от детей высокой организованности, дисциплины. Упражнения должны быть обеспечены страховкой воспитателя и проводиться в безопасных условиях. В то же время необходимо воспитывать у детей смелость, находчивость, умение не теряться в неожиданной, сложной ситуации. Во время занятий на открытом воздухе следует заботиться о лазанье в естественных условиях, использовать пособия разной конструкции и высоты.
Упражнения. I полугодие. Ползти на четвереньках 3—4 м, толкая перед собой головой мяч; переползать через несколько предметов подряд; ползти 2—3 м назад на четвереньках и на животе; вползать и сползать по наклонной доске; вползти по наклонной доске и перебраться на гимнастическую стенку; влезать по наклонной лестнице, держась за станины; чередовать подлезание с перешагиванием реек приподнятой с обоих концов лестницы; ползти по скамейке на предплечьях и коленях;
подняться на четвереньках (по-медвежьи) до середины качалки, встать и спуститься с нее шагом; переходить с пролета на пролет, поднимаясь по гимнастической стенке по диагонали, слезать вниз по одному пролету.
II полугодие. Ползти на четвереньках «змейкой» между кеглями, толкая перед собой головою мяч; проползти по скамейке до конца, сползти с нее, опираясь руками о пол; переползти поперек скамейки, бревна; ползти на четвереньках по гимнастической скамейке назад; перейти с гимнастической стенки на наклонную доску и сползти по ней на пол; пролезать между рейками поставленной на бок лестницы; проползать под скамейкой; влезать по наклонной лестнице, держась за рейки; подтягиваться на скамейке на коленях (голени сомкнуты, хват руками за края скамейки); сесть на бревно, обхватить его ногами, продвигаться вперед при помощи рук и ног; влезать по лестнице, гимнастической стенке и слезать чередующимся шагом.
Выполнять упражнения, подготавливающие к лазанью по канату (шесту).
I. Бросание, ловля и метание. В старшей группе навыки! катания предметов (мячи, шары, обручи) получают дальнейшее! развитие. Прежде всего, закрепляются навыки, полученные в предыдущей возрастной группе. Вводятся и некоторые новые приемы прокатывания предметов. Так, дети упражняются в прокатывании шаров (мячей) в точно заданном направлении на значительное расстояние (4—5 м). Они совершают попытки энергичным толчком двух рук прокатывать мяч по доске или гимнастической скамейке до конца.
Умения соблюдать точное направление и соразмерять прилагаемые усилия при попадании в предметы и прокатывании мячей между предметами продолжают развиваться. Дети учатся прокатывать мячи, шары, подталкивая их не только кистью руки, но и при помощи дощечки, лопаточки, палочки. Катание производится несильными частыми подталкиваниями. Чтобы придать мячу нужное направление движения или сохранить его, не следует сильно ударять по мячу и далеко «отпускать» его от лопаточки. Сначала мячи катают по прямой, потом вокруг кубов или набивных мячей, а потом уже и зигзагообразно между расставленными кеглями.
Эти упражнения требуют от ребенка большого внимания и умения целесообразно распределять усилия. Воспитатель поясняет, что, чем уже поверхность предмета, которым прокатывают мяч, тем труднее прокатывать. Желательно не использовать палки и лопатки разной длины, так как это усложняет задачу.
Дополнительные задания даются детям и при прокатывании обруча. Энергично оттолкнув обруч, ребенок бежит за ним и ловит. Кроме того, дети ходят и бегают, прокатывая обруч, придавая ему поступательное движение пальцами или ладонью руки.