Циклы усвоения знаний.
Календарный план.
Как уже говорилось ранее, текущий контроль знаний и умений учащихся проводится после каждого цикла усвоения знаний. Следовательно, необходимо данную тему «Тип Простейшие» разбить на логические циклы усвоения знаний и умений учащихся. Я предлагаю три цикла усвоения знаний:
6. - Обыкновенная амеба. Особенности строения и жизнедеятельности.
7. - Многообразие одноклеточных животных. Зеленая эвглена, вольвокс.
8. - Инфузория – туфелька. Лабораторная работа «Наблюдение за строением и передвижением инфузории – туфельки.
Данную тему можно провести за 4 урока. Календарный план темы будет выглядеть следующим образом:
Урок 1. Обыкновенная амеба. Особенности строения и жизнедеятельности.
Урок 2. Многообразие одноклеточных животных. Зеленая эвглена, вольвокс.
Урок 3. Инфузория – туфелька. Лабораторная работа «Наблюдение за строением и передвижением инфузории – туфельки».
Урок 4. Итоговый урок. Многообразие, значение и общая характеристика одноклеточных животных.
Из предложенного календарного плана видно, что на каждый цикл усвоения знаний приходится по одному уроку и, следовательно, текущий контроль целесообразно проводить в конце 1-го, 2-го и 3-го урока. Место итогового контроля – на 4-ом итоговом, уроке.
1.1 Контроль знаний и умений учащихся в конце каждого цикла усвоения знаний.
В этом параграфе мне предстоит определить оптимальную форму и содержание контрольного этапа в конце каждого цикла усвоения знаний темы «Тип Простейшие». Для того чтобы выбрать форму контрольного мероприятия, необходимо установить, какие знания и умения, которыми овладели учащиеся, можно проверить, используя ту или иную форму контроля. Приведенная ниже таблица позволяет это сделать.
Форма текущего контроля |
Проверяемые знания уч-ся. |
Проверяемые умения учащихся |
1. Биологический диктант |
1. Особенности строения и функции клетки одноклеточного организма. 2. Обыкновенная амеба, среда обитания, передвижение, питание, дыхание, выделение, размножение, образование цисты. | |
Возможные трудности, которые могут возникнуть при составлении диктанта: - отбор материала (самое существенное) - постановка вопросов, требующих кратких односложных ответов. | ||
2. Тестовые задания |
Все знания из образовательной цели. Трудности при составлении теста: - Отбор и тщательная обработка материала для теста - Учет особенностей класса и отдельных групп учащихся |
1. Сравнивать эвглену и растения. 2. Распознавать эвглену в конкретных условиях обитания. 3. Сравнивать амёбу и эвглену. 4. Распознавать одноклеточные и колониальные формы. 5. Объяснять способы питания и размножения простейших. 6. Распознавать одноклеточных по внешнему виду. |
3. Лабораторная работа |
Все знания образовательной цели. Трудности: - Цели и о содержание работы следует сообщить учащимся заранее. |
7. Отвечать на вопросы: - чем питается инфузория туфелька; - как захватывает корм; - как происходит пищеварение, дыхание, удаление не переваренных остатков. |
Проанализировав, таким образом, формы текущего контроля применительно к конкретной теме, учитель может выбрать оптимальную для каждого класса форму. Я собираюсь предложить примеры всех трех форм контроля знаний и умений учащихся, каждая из которых будет идей после своего цикла усвоения знаний.
Достоинство биологического диктанта, односложные краткие ответы, наиболее важно в младших седьмых классах, где ребята медленно пишут и с трудом формируют свои мысли. Поэтому многие учителя, возможно, отдают предпочтение именно такой форме контроля знаний и умений учащихся. Из приведенной выше таблицы видно, что биологический диктант целесообразнее всего проводить после 1 цикла усвоения знаний, т.к. в этом цикле он позволяет охватить все знания из образовательной цели, а также оставляет без внимания наименьшее количество умений учащихся. Можно предложить следующий пример подобного биологического диктанта: