Циклы усвоения знаний.

Календарный план.

Как уже говорилось ранее, текущий контроль знаний и умений учащихся проводится после каждого цикла усвоения знаний. Следовательно, необходимо данную тему «Тип Простейшие» разбить на логические циклы усвоения знаний и умений учащихся. Я предлагаю три цикла усвоения знаний:

6. - Обыкновенная амеба. Особенности строения и жизнедеятельности.

7. - Многообразие одноклеточных животных. Зеленая эвглена, вольвокс.

8. - Инфузория – туфелька. Лабораторная работа «Наблюдение за строением и передвижением инфузории – туфельки.

Данную тему можно провести за 4 урока. Календарный план темы будет выглядеть следующим образом:

Урок 1. Обыкновенная амеба. Особенности строения и жизнедеятельности.

Урок 2. Многообразие одноклеточных животных. Зеленая эвглена, вольвокс.

Урок 3. Инфузория – туфелька. Лабораторная работа «Наблюдение за строением и передвижением инфузории – туфельки».

Урок 4. Итоговый урок. Многообразие, значение и общая характеристика одноклеточных животных.

Из предложенного календарного плана видно, что на каждый цикл усвоения знаний приходится по одному уроку и, следовательно, текущий контроль целесообразно проводить в конце 1-го, 2-го и 3-го урока. Место итогового контроля – на 4-ом итоговом, уроке.

1.1 Контроль знаний и умений учащихся в конце каждого цикла усвоения знаний.

В этом параграфе мне предстоит определить оптимальную форму и содержание контрольного этапа в конце каждого цикла усвоения знаний темы «Тип Простейшие». Для того чтобы выбрать форму контрольного мероприятия, необходимо установить, какие знания и умения, которыми овладели учащиеся, можно проверить, используя ту или иную форму контроля. Приведенная ниже таблица позволяет это сделать.

Форма текущего контроля

Проверяемые знания уч-ся.

Проверяемые умения учащихся

1. Биологический диктант

1. Особенности строения и функции клетки одноклеточного организма.

2. Обыкновенная амеба, среда обитания, передвижение, питание, дыхание, выделение, размножение, образование цисты.

Возможные трудности, которые могут возникнуть при составлении диктанта:

- отбор материала (самое существенное)

- постановка вопросов, требующих кратких односложных ответов.

2. Тестовые задания

Все знания из образовательной цели.

Трудности при составлении теста:

- Отбор и тщательная обработка материала для теста

- Учет особенностей класса и отдельных групп учащихся

1. Сравнивать эвглену и растения.

2. Распознавать эвглену в конкретных условиях обитания.

3. Сравнивать амёбу и эвглену.

4. Распознавать одноклеточные и колониальные формы.

5. Объяснять способы питания и размножения простейших.

6. Распознавать одноклеточных по внешнему виду.

3. Лабораторная работа

Все знания образовательной цели.

Трудности:

- Цели и о содержание работы следует сообщить учащимся заранее.

7. Отвечать на вопросы:

- чем питается инфузория туфелька;

- как захватывает корм;

- как происходит пищеварение, дыхание, удаление не переваренных остатков.

Проанализировав, таким образом, формы текущего контроля применительно к конкретной теме, учитель может выбрать оптимальную для каждого класса форму. Я собираюсь предложить примеры всех трех форм контроля знаний и умений учащихся, каждая из которых будет идей после своего цикла усвоения знаний.

Достоинство биологического диктанта, односложные краткие ответы, наиболее важно в младших седьмых классах, где ребята медленно пишут и с трудом формируют свои мысли. Поэтому многие учителя, возможно, отдают предпочтение именно такой форме контроля знаний и умений учащихся. Из приведенной выше таблицы видно, что биологический диктант целесообразнее всего проводить после 1 цикла усвоения знаний, т.к. в этом цикле он позволяет охватить все знания из образовательной цели, а также оставляет без внимания наименьшее количество умений учащихся. Можно предложить следующий пример подобного биологического диктанта:

Перейти на страницу: 1 2