Циклы усвоения знаний.
Пример биологического диктанта при проверке 1-го цикла усвоения знаний.
Цели проведения биологического диктанта:
1) подготовить учащихся, убедившись в том, что усвоенными ими новые биологические знания и умения отвечают предъявляемым требованиям;
2) получить информацию о том, усвоены или нет каждым учащимся биологические знания, указанные в образовательной цели; научились учащиеся видам деятельности, указанным в цели по развитию.
Содержание биологического диктанта.
1. Вырост тела амеба … (ложноножка)
2. Содержимое пищеварительной вакуоли … (пищеварительный сок)
3. Вакуоль, удаляющая продукты обмена … (сократительная)
4. Поступление в организм амебы пищи, воды и кислорода и вывод вредных веществ называется … (обменом веществ)
5. Защитная оболочка у амебы … (циста)
6. Есть ли у амебы пищеварительная вакуоль? (есть)
На этот биологический диктант уйдет не более 5 минут, учитывая организацию деятельности учащихся и переход к другой деятельности после его окончания. За эти 5 минут можно проверить все знания из образовательной цели цикла усвоения знаний.
В данном биологическом диктанте проверяются известные факты, что не требует отдельного размышления, поэтому оцениваться он должен с максимальной строгостью как наиболее легкая форма работы.
После 2-го цикла усвоения знаний учащимся можно предложить тест.
Тестом можно проверить умение сравнивать амебу и эвглену, таким образом, проверить многочисленные умения по распознаванию конкретных ситуаций соответствующих полученным знаниям. Такой объем материала наилучшим образом и с минимальной затратой времени сможет охватить и проверить именно тест.