Генезис программированного обучения

• Уровень сложности

охваченного программой учеб­ного материала должен возрастать,

причем принцип «от простого к сложному» действует при подготовке как воп­росов, так и связанных с ними

ответов.

• Содержание корректирующих рамок следует опре­делять на основе тщательного анализа ошибок,

допускае­мых в области отдельных учебных предметов учениками определенных классов.

• Суждения, понятия, законы, принципы и т. п., входящие в содержание разветвленной программы, должны быть представлены в разных контекстах содержа­тельно между собой связанных рамками текста, причем в корректирующих рамках следует приводить примеры, целью которых является всестороннее выявление содер­жания каждого обобщения. Структура разветвленной программы показана на рис. 2. Из представленной схемы следует, что самым коротким путем продвигаются учащиеся, которые правильно отвеча--ют на вопросы, содержащиеся в основных рамках (1, 2, 3 и т.д.). В свою очередь, остальные учащиеся отсылаются к корректирующим рамкам, где они получают дополни­тельную информацию, позволяющую им устранить ошибки, допущенные в ходе учения по программе. Многочис­ленные разветвления, показанные на схеме, обосновывают название программы — разветвленная.

Рис. 2. Схема разветвленной программы

ЗБ

Закрепляющий блок

Кроудеровская программа разветвленная

1. По мнению Н. А. Кроудера, автора разветвленной программы, успех учения зависит не столько от «безошибочного марша прохождения текста «мелкими шагами», сколько от глубокого и всестороннего анализа содержания, которым должен сознательно овладеть учащийся. Такой анализ возможен тогда, когда учащийся:

1) имеет дело с большими,

чем в линейной программе, дозами ин­формации (шагами программы);

2) выбирает правильный ответ на включенные в программу вопросы среди нескольких неполных или даже ошибочных ответов;

3) и случае выбора (узнавания) правильного ответа переходит к следующему шагу программы или возвращается к исходному пункту и заново изучает содержание данной рамки, если на заданные в ней вопросы он отвечает неверно.

I. Шаги в разветвленной программе: а) по размеру такие же, как и в линейной (см. рамку 2); б) более мелкие, чем в линейной программе (рамка 3); в) более крупные, чем в линейной программе (рамка 4).

II. Изучение разветвленной программы предполагает нахождение ответа путем:

а) распознания (рамка 5); б) конструирования (рамка 6).

III. В разветвленной программе (действует, не действует) принцип предупреждения ошибок.

При ответе «действует» переходите к рамке 7, в противном случае — к изучению смешанной программы .

2. Ответ: «В разветвленной программе размер шагов такой же, как и в линейной».

Неправильно, потому что, согласно Кроудеру, глубокий и всесто­ронний анализ изучаемого учащимся текста требует создания шагов (ра­мок) со значительно большим запасом информации, чем тот, с которым мы сталкиваемся в отдельных рамках линейной программы.

Вернитесь к рамке 1, прочтите ее заново и выберите правильный ответ.

3. Ответ: «В разветвленной программе шаги более мелкие, чем в линейной».

Перейти на страницу: 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13