Генезис программированного обучения
• Учащийся дает ответы как путем их выбора, так и в ходе заполнения пробелов, имеющихся в тексте. Основным фактором, определяющим, какая из рассмотренных возможностей будет реализована автором программы (т. е. выбор ответа или заполнение пробелов), является дидактическая цель, которой он стремится достичь. Например, скиннеровский принцип подбора ответа используется главным образом в корректировочных рамках, чтобы облегчить учащимся безошибочное овладение материалом, с которым они сталкиваются повторно. Кроудеровский принцип выбора ответа используется в так называемых основных рамках, которые заключают наиболее важную информацию.
• Учащийся не может перейти к следующей рамке программы, пока хорошо не овладеет содержанием предыдущей. Это положение является общим для всех вариантов дидактического программирования, однако в смешанном программировании ему придается особое значение, поскольку авторы смешанных программ предвидят возможность не только индивидуальной, но и групповой работы с программированным текстом. Успех последнего по мнению авторов, еще более зависим от строгого соблюдения рассматриваемого положения, чем успех работы индивидуальной.
• Содержание отдельных рамок дифференцируется применительно к способностям, проявляемым учениками, а также к степени их продвинутости в учебе по данному предмету. С учетом этого положения смешанная программа ближе к разветвленной, в которой, как мы помним, индивидуализации подвержено и содержание, и темп учения.
• В смешанном программировании, как в линейном и разветвленном, действует принцип дифференциации трудности и прочности знаний, приобретаемых учащимися. В тех разновидностях смешанного программирования, которые мы называем блочным, противопоставляя их шеффилдскому программированию, особое внимание уделяется принципу оперативности знаний учащихся, а также объединению в обучении теории с практикой.
Структура смешанной программы в шеффилдском варианте графически изображена на рисунке 3.
Шеффилдская версия смешанной программы в отличие от программ, описанных выше, до настоящего времени не вызывала особых возражений. Причиной тому может оказаться тот факт, что эта программа сравнительно мало распространена и ее достоинства и недостатки еще не выявлены в ходе серьезных эмпирических исследований.
Рис. 3. Схема смешанной программы. М— информация (знания и основные умения); S-корректирующая информация, связанная с содержанием основной информации- R — коррек- тирующая информация, не связанная непосредственно с основной информацией; Т — вопросы, касающиеся содержания основной информации.
• ЗБ • Закрепляющий блок
Смешанная программа (шеффилдский вариант) Шеффилдский вариант смешанной программы представляет собой комбинацию принципов, лежащих в основе . и . программ 2. Учащийся, который изучает шеффилдский текст, формулирует свои ответы как путем их .,., так и путем выбора (распознания) |
линейной; разветвленной построения |
3, Величина шагов в шеффилдской программе (различна, одинакова) |
различна |
4. В смешанной программе ( , вариант) индивидуализации подлежит (темп учения, содержание обучения, темп и содержание обучения) |
шеффилдский темп и содержание обучения |