Генезис программированного обучения
5. Настоящая программа представляет пример линейной (переходите к рамке 6), разветвленной (рамка 7), смешанной программы в шеффилдском варианте (рамка 8).
6. Ваш ответ: «Изучаю линейную программу». Но ведь вы даете ответы не только путем их подбора, но и с помощью их распознавания. Вернитесь к рамке 5, заново прочтите ее и найдите правильный ответ.
7. Ваш ответ: «Изучаю разветвленную программу». Но разве можно считать первую рамку типичной для разветвленной программы?
Вернитесь к рамке 5 и найдите правильный ответ.
8, Ответ: «Изучаю смешанную программу в шеффилдском варчинтг». Оченьхорошо. Переходите к рамке 9.
9. Линейную, . и . (шеффилдский вариант) программы критикуют за то, что они не учат учащихся разрешать проблемы. Конец шеффилдской программы |
разветвленную; смешанную |
Блочный метод
Основу блочного метода смешанного программирования, называемого также варшавским, составляют следующие положения:
• Классическое программированное обучение, образованное концепциями Скиннера и Кроудера, может использоваться в образовании исключительно как дополнительный метод, один из многих, но не единственный. Оно особенно эффективно для ознакомления учащихся с пассивными знаниями, овладение которыми требует от них главным образом запоминания. Кроме того, им можно пользоваться при закреплении знаний, а также при контроле и оценке степени овладения ими.
. • Тексты, программируемые с помощью линейного, разветвленного и шеффилдского методов, могут оказаться полезными для борьбы с отставанием учащихся в учебе, для устранения пробелов, возникших в изучаемом ими материале.
• Классические программы, построенные главным образом согласно бихевиористской схеме С — Р (стимул _ реакция), не позволяют развивать самостоятельное, критическое мышление учащихся даже в области тех дисциплин, которые, как, например, математика и грамматика, особенно пригодны для программирования.
Справедливость перечисленных выше положений была проверена в ходе эмпирических исследований, результаты которых частично опубликованы.
Из третьего положения, содержание которого касается проблемы, имеющей
Рис. 4. Схема блочного программирования
фундаментальное значение для школы, следует вывод, что этим текстам следует придать такую форму, чтобы, пользуясь ими, можно было в максимальной мере формировать и развивать самостоятельное мышление учащихся. В связи с этим нужно предпринять попытку замены классических программ программой более гибкой и всесторонней, учитывающей разнообразие действий, определяющих процесс учения, программой, которая бы обеспечила учащимся выполнение разнообразных интеллектуальных операций и оперативное использование приобретаемых знаний при решении определенных задач.