Способности: общие, специальные, творческие. специфика литературных способностей

На какой бы высокой ступени ни были единичные или специальные способности человека, их применение зависит все же от уровня общего психического развития человека. Относящаяся к общим способностям человека интеллигентность - это совокупность способностей, пределы применения которых чрезвычайно широки. Здесь применение (и проявление) способностей не ограничено какой-либо определенной областью деятельности, как, например, в случае музыкальных или технических способностей, а возможно в очень многих областях человеческой деятельности. Поэтому эти способности и называются общими умственными. Эти способности характеризуют общий уровень умственного развития человека.

Интеллект является совокупностью общих психических способностей, имеющей ступенчатую структуру, от которой зависят уровень и качество умственной деятельности личности. Составными частями интеллекта являются понимание речи, беглость речи, способность к логическому заключению, способность к счету, точность восприятия и память. Человек с высокоразвитым интеллектом легко находит ключ к тайнописи, решает новую математическую задачу, выясняет, почему не горит настольная лампа или строит в походе сиденье из палок.

Однако интеллект не является единственной общей психической способностью и его нельзя считать единственным или наиболее существенным мерилом психической ценности человека. Интеллект не обязательно должен проявляться в подлинно творческой деятельности, предваряющей что-то новое. Основой подлинного творчества служит способность к творчеству, которая проявляется в оригинальном подходе к данной проблеме, в быстром течении и гибкости мыслей.

Л.Д. Столяренко считает, что способности - индивидуально психологические особенности человека, проявляющиеся в деятельности и являющиеся условием успешности ее выполнения. От способностей зависит скорость, глубина, легкость и прочность процесса овладения знаниями, умениями и навыками, но сами способности не сводятся к знаниям и умениям.

Исследованиями установлено, что способности - прижизненные образования, что их развитие идет в процессе индивидуальной жизни, что среда, воспитание активно формируют их.

Глубокий анализ проблемы способностей был дан Б.М.Тепловым. Согласно развиваемой им концепции, врожденными могут быть анатомо-физиологические и функциональные особенности человека, создающие определенные предпосылки для развития способностей, называемые задатками. Задатки весьма многозначны, они лишь предпосылки развития способностей. Способности, развивающиеся на их основе, обуславливаются, но не предопределяются ими. Характерным является для задатков то, что они сами по себе еще ни на что не направлены. Задатки влияют, но не решающим образом, на процесс формирования и развития способностей, которые формируются прижизненно в процессе деятельности и воспитания. Задатки обусловливают: разные пути формирования способностей; влияют на уровень достижения, быстроту развития.

Л.Д.Столяренко различает способности: 1) общие (они обеспечивают относительную легкость и продуктивность в овладении знаниями и осуществлении различных видов деятельности); 2) специальные способности (система свойств личности, которые помогают достигнуть высоких результатов в какой-либо области деятельности).

Каждая способность имеет свою структуру, в ней различают ведущие и вспомогательные свойства. Например, ведущими свойствами литературных способностей являются: особенности творческого воображения и мышления, - яркие, наглядные образы памяти, - чувство языка, - развитие эстетических чувств, - богатая фантазия, - глубокий интерес к психологии людей, - потребность в самовыражении.

Выделяют следующие уровни способностей: 1) репродуктивный (обеспечивает высокое уменье усваивать знания, овладевать деятельностью), 2) творческий (обеспечивает создание нового, оригинального).

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5