Обучающий эксперимент с целью развития действия контроля в процессе работы над вычислительными приёмами и навыками
Анализ психолого – педагогической и методической литературы по проблеме исследования путей и условий развития действия контроля в процессе работы над вычислительными приемами навыками показал, что данная проблема не достаточно исследована на практике. Кроме этого, анализ учебных программ свидетельствует о том, что в традиционной программе уделяется меньше внимания развитию действия контроля, чем в развивающих системах. Таким образом, на основании изученной литературы и выявленного уровня сформированности действия контроля у учащихся школы№ 25 г. Иркутска в классе 3 «Д», нами были выделены следующие задачи: 1) разработать программу экспериментальной работы, направленной на развитие действия контроля в процессе работы над вычислительными приемами и навыками; 2) апробировать программу экспериментальной работы на базе школы №25 г. Иркутска в классе 3 «Д». Содержание программы базируется на следующих принципах:
1. создание благоприятных условий, способствующих развитию действия контроля.
2. индивидуальный уровень сформированности действия контроля.
3. умение контролировать как действия других людей, так и свои собственные.
4. умение контролировать весь процесс осуществления действия.
Нами была составлена экспериментальная программа в виде таблицы, где представлены этапы исследования, задачи, виды работ, направленные на формирование действия контроля в процессе овладения вычислительными приемами и навыками. (таблица №7 , приложение 7 )
Рассмотрим более детально этапы экспериментальной работы:
1 этап – подготовительный. Включает следующие задачи:
1. формировать потребность в осуществлении действия контроля.
2. способствовать осознанию действия контроля.
3. актуализировать знания о месте действия контроля в учебной деятельности.
4. обогатить знания о действии контроля.
Для осуществления перечисленных задач была проведена беседа с учащимися о важности действия контроля, о том, зачем нужно контролировать свои действия. Для того, чтобы ученик пришел к необходимости делать проверку, детям предлагалось найти значение выражения и сверить конечный результат с ответом, записанным на доске (неверным).
В процессе работы перед выполнением каждого вычисления была организована установка на контроль.
Ученикам предлагались деформированные выражения, а также задания, выполнить которые было невозможно, не осуществив контроль: выражения, выписанные на доску, были составлены так, что ответ каждого выражения являлся началом какого – то другого.
2 этап – основной. Задача – учить осуществлять проверку по готовому алгоритму; развивать умение учащихся обнаруживать ошибки: в действиях своих товарищей, учителя, собственных, в результате действия, в процессе действия.
С целью приучения контролировать не только собственные действия, но и действия своих товарищей, учителя, дети выполняли вычисление, после чего им предлагалось обменяться тетрадями и проверить вычисления товарища.
В своей работе мы использовали задания, направленные на развитие умения учащихся обнаруживать ошибки, умение объяснять их, выявлять причины их возникновения, такие как: а) решение учителя с преднамеренной ошибкой, б) детям предлагалось найти ошибку и подумать, что привело к появлению ошибки, в) учащиеся задавали такой вопрос отвечающему у доски, чтобы он нашел, исправил и объяснил ошибку. Наша работа была направлена на развитие у детей умение задавать уточняющие вопросы, доказательно рассуждать.
3 этап – заключительный. Задача которого – учить детей самостоятельно разрабатывать алгоритм контрольного действия, ставить учебную задачу на основе контроля.