Обучающий эксперимент с целью развития действия контроля в процессе работы над вычислительными приёмами и навыками
Мы сочли необходимым показать детям, что существует контроль не только по результату, но и контроль, который охватывает весь процесс осуществления действия (пооперационный). Взаимоконтроль по процессу повышает КПД практической работы, так как почти исключает ошибки в тетради учащихся, формирует речь учащихся, дает возможность слабым учащимся лучше разобраться в изучаемом материале
В ходе работы нам было важно учить детей осуществлять рефлексивный контроль: реконструировать способ действия товарища, учителя, приведший к ошибке.
На данном этапе мы использовали задания, направленные на разработку алгоритма контрольного действия. Работа была реализована не полностью, так как требует больше времени для ее осуществления.
Апробацию программы мы проиллюстрируем на примере некоторых уроков.
Фрагмент урока№1
Задачи по развитию действия контроля:
1. Формировать потребность в осуществлении действия контроля;
2. Развивать умение осуществлять контроль по результату;
3. Развивать умение контролировать действия товарища, собственные действия;
4. Развивать умение доказательно рассуждать;
Экспериментальные комментарии |
Ход урока | |||
2 этап – Повторение вид работы – устный счет Задача для учителя: проверить осознанность, прочность вычислительных приемов относительно устных приемов сложения, деления. Задача для учащихся: Ребята, сегодня мы продолжим говорить о значении действия контроля, выполним задания, направленные на умение складывать числа, оканчивающиеся на 0, повторим устные приемы деления; | ||||
Умение осуществлять контроль по результатам (сопоставлять ответы) Умение осуществлять контроль по результату. Развиваем умение обнаруживать ошибки в решениях товарищей. Это помогает в развитии умения находить ошибки в собственных действиях. Развиваем умение доказательно рассуждать. |
Уч. Зад. №1. Практич. Задание: Найдите значения выражений, сопоставив результаты и буквы на цветках, и вы узнаете имя мультипликационного героя, который пришел к нам на урок. Содержание: 270:270=…; 260:130=…; 930:310=…; 420:105=…; 600:120=…; 666:111=…; 280:40=…; 560:70=…; Кто пришел в гости? (Степашка). Как вы это узнали? (Сопоставили результаты выражений и цифры на цветках). Молодцы! Вы очень сообразительны. Мы проверили значения выражений с помощью ответов. Уч. Зад. №2. Ребята, кто знает, какая птица может ходить по дну водоема? Чтобы ответить на этот вопрос, выполните вычисление: Содержание: 250+150+30+120+250=…; Ответы: воробей = 850; оляпка= 800; сорока=700; К нам в гости пришел Незнайка и он утверждает, что по дну водоема может ходить воробей. Вы с ним согласны? Докажите, что Незнайка не прав. Как вы сумели доказать свою правоту? (Выполнили проверку). Как вы считаете, без проверки вы смогли бы доказать свое мнение? Для чего необходима проверка? Итог: Мы не сможем доказать, что решение верно, не будем уверены в достоверности результата, если не выполним проверку, не проконтролируем свои действия. |
Фрагмент урока №2
Задачи по развитию действия контроля: