Приемы обучения непроверяемым написаниям на уроках русского языка в научно-методической литературе

1. На доске записаны слова. Учитель предлагает детям внимательно их прочитать. Затем слова закрываются и учитель говорит:

"Сейчас я буду показывать картинки. Если название изображенного на картинке предмета совпало с записью слова на доске, то это слово записывайте в тетрадь, если не совпало-не записывайте".После каждого показа картинки дается проверка и подведение итогов.

2. На доске записаны пословицы с пропущенными словами. Учитель предлагает прочитать их и записать, вставляя подходящие слова.

Не велик . , да краснеет нос. (мороз)

. любит чистоту. (посуда)

Чужбина - калина, родина - . . (малина)

3. Запись слов с аналогичной орфограммой (по принципу "забегания вперед".)

На доске помещены слова, например: д.журный, т.традь, уч.ник, учит.ль, р.бята, м.дведь. Учитель говорит: "Все слова подобраны по одному орфографическому признаку. Догадайтесь, какой это признак? Запишите слова, вставляя пропущенные буквы".

Первые 2-3 слова нужно обязательно записать полностью, т.к. ученики, не успевавшие на предыдущих уроках написание этих слов, могут и в других словах допустить ошибку и написать их с буквой "и".

4. Подбор слова с общим признаком.

Учитель диктует или записывает на доске слова, предлагая детям подобрать и записать еще одно.

Капуста, морковь . , картофель - ОВОЩИ (общий признак.)

СХЕМА - КЛАССИФИКАЦИЯ СЛОВАРНЫХ ДИКТАНТОВ.

┌────────────────────────────┐ ┌──────────────────────────┐

│ -предупредительный │ │ -предупредительный │

│ -объяснительный │ │ -объяснительный │

│ - выборочный │ │ -выборочный │

│ -по памяти │ │ -картинный │

│ -по загадкам │ │ -кратковременный │

│ -по описательному обороту │ │ -по памяти │

│ -с использованием сигналь- │ │ -по загадкам │

│ ных карточек. │ │ -по описательному обороту│

└─────────────┬──────────────┘ │ -по перфокартам │

│ │ -с использованием сиг- │

│ │ нальных карточек │

│ │ -с пропущенными буквами │

│ └───────────────┬──────────┘

│ │

│ │

┌──────┴────┐ ┌────┴───────┐

│ слуховые │ │ зрительные │

└──────┬────┘ └────┬───────┘

│ │

┌──────┴────────────────────────────────┴──────────┐

│ простые │

└──────────────────────────┬───────────────────────┘

┌──────────────────────────┴───────────────────────┐

Перейти на страницу: 6 7 8 9 10 11 12 13