Приемы обучения непроверяемым написаниям на уроках русского языка в научно-методической литературе
│ словарные диктанты │
└──────────────────────────┬───────────────────────┘
│
┌──────────────────────────┴───────────────────────┐
│ творческие │
└──────┬────────────────────────────────────┬──────┘
│ │
┌──────┴───┐ ┌─────┴──────┐
│ слуховые │ │ зрительные │
└─────┬────┘ └─────┬──────┘
│ │
┌────────────┴──────────────┐ ┌───────────────────┴───────┐
│-группировка по орфографи- │ │-группировка по орфографи- │
│ ческим признакам. │ │ ческим признакам. │
│-подбор родственных слов. │ │-подбор родственных слов. │
│-подбор слов с общим приз- │ │-подбор слов с общим при- │
│ наком. │ │ знаком. │
│-подбор синонимов,антонимов│ │-подбор синонимов, анто- │
│-запись цепочкой слов. │ │ нимов. │
└───────────────────────────┘ │-запись цепочкой слов. │
│-запись по алфавиту. │
│-запись с исправлением │
│ ошибок. │
│-работа с деформированными │
│ словами. │
│-запись слов с аналогичной │
│ орфограммой. │
│-составление словосочета- │
│ ний. │
│-использование ребусов. │
│-использование школьного │
│ словаря │
│-использование кроссвордов │
│-по пословицам. │
│-по перфокартам. │
│-составление рассказа │
│ по опорным словам. │
│-работа с деформирован- │
│ ным текстом. │
└───────────────────────────┘
Наиболее интересными для детей, а следовательно наиболее эффективными являются такие виды словарных диктантов: из простых зрительных – по загадкам, по перфокартам, картинный; из простых слуховых – по загадкам, по описательному обороту; из творческих зрительных – запись по алфавиту, работа над деформированными словами, использование ребусов, кроссоврдов, по пословицам и т.д.; из творческих слуховых – группировка по орфографическим признакам.
Выводы
Анализ научно-методической литературы показал, что вопросу формирования орфографических навыков в последнее время уделяется большое внимание.
Изучение статей многих ученых-методистов (Ераткиной В. В., Гордеева Э. В., Уткиной Т. И. и др.) позволяет утверждать, что успех обучения правописанию в значительной мере определяется способностью учителя организовать работу над изучаемым словом, от умения разнообразить используемые методы и приемы.