Приемы обучения непроверяемым написаниям на уроках русского языка в научно-методической литературе
РОДСТВЕННЫЕ СВЯЗИ: мороз, морозец,морозный,<- морозно, заморозки, морозить.
-----> СИНОНИМИЧЕСКИЕ СВЯЗИ: мороз, холод, стужа.
-----> АНТОНИМИЧЕСКИЕ СВЯЗИ: мороз-жара, мороз-зной.
МОРОЗ -----> СОЧЕТАЕМОСТЬ СЛОВ: Сильные, жестокие, лютые, январские.морозы; Мороз ударил, усиливается, крепчает, трещит.;На мороз выйти, на морозе стоять, в мороз гулять .
-----> ФРАЗЕОЛОГИЧЕСКИЕ СОЧЕТАНИЯ: Мороз по коже (по спине<-) дерет (идет) - возникает неприятное ощущение от холода или от внезапного страха.
Слово "мороз" является первым словом с непроверяемым написанием, с которым знакомятся первоклассники (программа 1-3).На уроке на основе выполнения упражнения N3 в учебнике дети осознают первое значение данного слова (мороз - это низкая температура воздуха, холод) и возможность синонимической замены слова "мороз" словом "холод".На последующих уроках в 1-3 классах при изучении грамматико-орфографического материала учитель через систему упражнений (имеющихся в учебнике и дополнительных) знакомит детей с другими связями по значению слова "мороз" и сочетаемостью этого слова с другими словами в предложении и словосочетании
Проведение подобных упражнений обогатит память ребенка пониманием лексического значения уже не одного слова "мороз", а многих слов (однокоренных слов, слов-синонимов, антонимов, сочетаний слов) и позволит ему правильно использовать эти слова при построении собственного речевого высказывания.
Считаем, что лексико-семантическая работа в начальных классах должна широко применяться, ибо она готовит учащихся к восприятию систематического курса в среднем звене школы, способствует развитию у детей лексико-семантического взгляда на слово, обогащает речь детей, вызывает у школьника познавательный интерес к русскому языку, формирует орфографическую зоркость и помогает запомнить правописание "словарных слов".
Методисты: Гордеев Э. В., Дмитрюк М. В., Рыжикова Г. И. для закрепления правописания трудных слов советуют использовать игры, т.к. именно игра продолжает занимать ведущее место в жизни младшего школьника, представляет для него наиболее интересный и увлекательный вид деятельности. Игру можно построить так, чтобы ведущим началом была наглядность, столь необходимая для формирования орфографического навыка. И наконец, что так же немаловажно, игру можно вывести за рамки урока.
Игры, предназначенные для запоминания слов с непроверяемым написанием, нетрудно сделать и самим. Одним из возможных вариантов является лото, которым целесообразно пользоваться не только на дополнительных занятиях, но и в группе продленного дня [31, с.15-16].
В комплект лото входит несколько больших листов, расчерченных на клетки, в каждой из которых крупным шрифтом написаны слова с непроверяемым написанием (желательно, чтобы непроверяемое написание в слове было каким-либо образом выделено), например:
┌────────────────┬───────────────────┐
│ к _а .пуста │ к _а .ртоф _е .ль │
├────────────────┼───────────────────┤
│ _о .гурец │ п _о .м _и .дор │
└────────────────┴───────────────────┘
На маленьких карточках, совпадающих по размерам с клеткой большого листа, записываются загадки, соответствующие словам-отгадкам, занесенным в клетки. Количество маленьких карточек должно соответствовать общему количеству клеток на больших листах.
Правила игры аналогичны другим играм подобного рода. Участники получают одинаковое количество больших листов (1-2). Ведущий берет себе маленькие карточки и зачитывает загадки. Играющие ищут на своих листах слова-отгадки. Игрок, правильно отгадавший свою загадку, берет у ведущего карточку и закрывает ею соответствующую клетку на листе. Выигрывает тот, кто первым закроет карточками все слова своего листа. Цель такого лото - зрительное восприятие и запоминание слов с непроверяемым написанием.