Психолого-педагогический аспект развития продуктивного мышления.
Каковы же факторы и процессы, без функционирования которых продуктивное мышление невозможно?
В целом, можно выделить 6 блоков, по которым осуществляется выделение факторов и процессов функционирования творческого мышления:
-восприятие и память;
-мышление;
-воображение и новизна;
-интуиция;
-потребность в самовыражении, самостоятельность;
-эстетические и морально-этические качества личности.(15,с.34)
Самым многочисленным по количеству показателей является блок, связанный с деятельностью мышления.
Обратимся к определению понятия "мышление"
Леонтьев А.Н. говорил, что мышление-процесс сознательного отражения действительности в таких объективных ее свойствах, связях и отношениях, в которые включаются и недоступные непосредственному чувственному восприятию объекты
Брушлинский А.В. понимал под мышлением неразрывно связанный с речью, социально обусловленный психический процесс самостоятельного искания и открытия существенно нового в ходе анализа действительности, возникающий на основе практической деятельности. (15,с.49)
Педагогический словарь дает такое определение: мышление опосредованное и обобщенное познание человеком предметов и явлений объективной действительности в их существенных связях и отношениях. (49,с.56)
Мышление представляет собой активную целенаправленную деятельность, в процессе которой осуществляется переработка имеющейся и вновь поступающей информации, отчленение внешних, случайных, второстепенных ее элементов от основных, внутренних, отражающих сущность исследуемых ситуаций, раскрываются закономерные связи между ними. Это обобщенное и опосредованное познание действительности, в процессе которого мысль человека бесконечно углубляется в суть окружающей действительности, открывая ее закономерности.(20,с.43). Самый существенный признак, отличающий мышление от других психических процессов, - направленность на открытие новых знаний, т. е. Его продуктивность. Суммируя основные моменты в определениях, можно сказать, что мышление:
1.Это психический процесс, который является обобщенным и опосредованным отражением общего и существенного в действительности.
2.Мышление выполняет регулирующую функцию по отношению к поведению человека, поскольку связано с образованием целей, средств, программ деятельности.
3.Мышление является социально обусловленным процессом: оно не возможно без знаний, добытых в ходе человеческой деятельности.
.Для раскрытия понятия дизайнерского мышления необходимо раскрыть механизмы продуктивного мышления, поскольку они тесно связаны между собой и имеют сходную природу.Выразителями подхода к мышлению как к чисто продуктивному процессу являются представители гештальтпсихологии (М.Вертгаймер, В. Келер, К. Коффка и др.) Продуктивность рассматривается ими в качестве специфической черты мышления, отличающей его от других психических процессов. Мышление возникает в проблемной ситуации, включающей неизвестные звенья. Преобразование этой ситуации приводит к такому решению, в результате которого получается нечто новое, не содержащееся в фонде имеющихся знаний и не выводимое из него непосредственно на основе законов формальной логики.
В продуктивных теориях мышления новое, возникающее в результате мыслительной деятельности, характеризуется своей оригинальностью (у гештальтистов - это новая структура, новый гештальт). Оно возникает в проблемной ситуации, обычно предполагающей преодоление "барьера прошлого опыта", мешающего поиску нового, требующего понимания этой ситуации.
Идеи о продуктивном характере мышления человека, о его специфике, взаимоотношении с другими процессами, и прежде всего с памятью, о закономерностях его развития разрабатывались в исследованиях многих советских психологов (Б. Г. Ананьев, П. Я. Гальперин, А. В. Запорожец, Г. С. Костюк, А. Н. Леонтьев, Ю. А. Самарин, Б. М. Теплов, М. Н. Шардаков, П. Я. Шеварев и др. )