Психолого-педагогический аспект развития продуктивного мышления.
Творческое мышление - это процесс, врожденно присущий человеку, включающий в себя восприятие, эмоции, опыт человека, особенности памяти, воображения, интуицию, лежащие в основе потребности к самовыражению личности в условиях свободы и ведущей к преобразованию действительности(15,с.54)
Продуктивное мышление рассматривается как высшая ступень творческого мышления.
Продуктивное мышление это такой психический процесс, в результате которого возникает оригинальное, принципиально новое для данного субъекта решение задачи, причем такое, которое не вытекает непосредственно из уже известного, а требует его преобразования, выхода за его пределы.
Рассмотрим основные виды мышления, тесно связанные с продуктивным, творческим.
Теоретически - понятийное мышление, пользуясь которым человек в процессе решения задачи обращается к понятиям, выполняет действия в уме, непосредственно не имея дело с опытом, получаемым при помощи органов чувств. (15,с.67)
Теоретико-образное мышление - отличается от понятийного тем, что материалом, который здесь использует человек для решения задачи, являются -не понятия, суждения или умозаключения, а образы. Оно или непосредственно извлекается из памяти, или творчески воссоздаются воображением. (15,с.72)
Наглядно-образное состоит в том, что мыслительный процесс в нем непосредственно связан с восприятием человеком окружающей действительности и без него совершаться не может. (15,с.83)
Наглядно-действенное сам процесс мышления представляет собой практическую преобразовательную деятельность, осуществляемую человеком с реальными предметами.(15,с.90)
Элементарное дизайнерское мышление включает основные структурные компоненты зрелого дизайнерского мышления, но в том виде, который соответствует возрастным возможностям младших школьников. Оно формируется через специальную информацию, постановку задач по созданию отдельной среды и поиск способов их реализации.(38,с.14)
Это первый ,сформированный под руководством учителя, уровень дизайнерского мышления. Его следует отличать от стихийного, неуправляемо сложившегося уровня, формирующегося до начала систематического обучения и зависящего от специальных условий и индивидуальных способностей ребенка.
Стихийное дизайнерское мышление
Этому виду мышления присущи бессистемность, отсутствие стремления к системности, бессознательность и отсутствие в сознании.
Системное дизайнерское мышление
Владение логическими операциями будет выглядеть как стремление к системности, наличие новизны, оригинальности - как возможность принимать не один усвоенный вариант, понимание эстетической целесообразности будет ограничиваться оценивающей (критической) функцией.
Что касается третьего уровня (системного дизайнерского мышления), то говорить о нем применительно к младшему школьному возрасту не приходится, поскольку оно предполагает достаточно высокий уровень специального образования, что может быть достигнуто лишь на фоне более глубокого общего развития.
Согласно научным данным, дизайнерское мышление включает в себя
следующие параметры:
-конструктивность;
-целесообразность;
-вариативность, гибкость;
-чувство стиля, стилевой гармонии.
Т.к. в нашем исследовании мы формируем только элементы дизайнерского мышления, то остановимся лишь на следующих:
-целесообразность-способность взаимосвязывать поставленную задач с собственным замыслом, достижение поставленной цели.
-рациональность-выбор наиболее выгодных, экономных, разумных средств для реализации цели, удобство изобретения.
-новизна и оригинальность - нешаблонность, использование нестандартных форм, методов, способов решения задачи, продуктивные способы деятельности.
-стилевое чутье-понимание художественных особенностей общей группы предметов, связанных ансамблем.