Психолого-педагогический аспект развития продуктивного мышления.
Следовательно, одним из важнейших принципов развивающего обучения должен быть принцип специального формирования как алгоритмических, так и эвристических приемов умственной деятельности.
В современной школе роль мышления возрастает. При современном обучении и ученику необходимо не просто приобрести знания, умения, навыки, освоить сложившиеся способы человеческой деятельности, но и овладеть творческим подходом к ее осуществлению, развивать устойчивые познавательные интересы и мотивы учения, потребность в постоянном самообразовании.
Таким образом, на первый план выдвигаются задачи умственного развития, формирования творческого мышления учащихся.
Функция учителя - не только донести до учащихся необходимое для усвоения содержания, но и создать условия для возникновения деятельности учения(сформировать цель деятельности),организовать и управлять познавательной(или практической) деятельностью, контролировать и оценивать его результаты. Изложение материала учителем, т.о. играет в обучении важную роль, состоящую в предоставлении материала для собственной деятельности ученика.(23,с.28)
Следовательно, мышление, во-первых, проявляется в учебной деятельности как понимание учебного материала.
Во-вторых, у ученика должна сформироваться адекватная цель деятельности. Т.е. необходима работа мышления, связанная с постановкой целей (целеполаганием)в учебной деятельности.
В-третьих, для успешной учебной деятельности нужно владение приемами управления деятельностью, самоконтроля, саморегуляции, что невозможно без анализа закономерностей самой деятельности. Иными словами, в учебной деятельности необходима рефлексия.
В-четвертых, решение проблем и задач - еще одно важное проявление мышления.
Т.о, мышление проявляется в учебной деятельности в понимании учебного материала, в решении разнообразных задач и проблем, в постановке целей, в рефлексивной регуляции.(57,с.82)
Рассмотрим основные виды мышления, которые тесно связаны с продуктивным ,а для этого остановимся сначала на определении творчества.
Проблемы происхождения, функционирования, проявления результатов творчества интересовали философов, психологов, педагогов, эстетиков.
Число характеристик данного понятия превышает тысячи. В.Н.Николко была сформулирована комплексная модель понятий, определяющих творчество, позволяющая классифицировать проанализированные теоретические взгляды в соответствии с различными подходами к сущностному определению творчества.
1.Процессуальный(философы-Ж.Лякруа,М.Ортега-и-Гассет,А.Библер,С.Х.Раппопорт;психологи Л.С.Выготский, А.Я.Дудецкий, О.М.Дьяченко, Ю.Д.Полуянов, А.Н.Мелик-Пашаев, В.О.Пушкин и др.), определяющий творческое мышление как совокупность функционирующих психических процессов.
2.Деятельностный(философы - Аристотель, М.Недонсель, Г.Сиегваль, Д.Дьюи, психологи - А.П.Николко, Б.П.Никитин), характеризующих творчество с точки зрения деятельности и социальной значимости ее продуктов.
3.Особая форма иррациональности (А.Шопенгауэр, Ф.Т.Фишер, З.Фрейд и др.)где творчество является проявлением бессознательного.
4.Состояние человека(А.Камю,Ж.П.Сартр,А.Мальро),направленное напреодоление человеческих комплексов.
5.Самовыражение (А.Дюфренн, А.Бержон, А.Ф.Лосев) - теория, где творчество есть естественная потребность человека выразить свой внутренний мир в реальной форме.
Мы остановимся на определении, которое, как нам кажется, наиболее тесно связано с исследуемой проблемой.
Творчество - активная созидательная деятельность, результатом которой является создание качественно новых материальных ценностей, отличающихся новизной, оригинальностью, уникальностью.
В связи с данным определением необходимо охарактеризовать творческое мышление.
Т.о. выдвигается следующая формулировка понятия творческого мышления.