Теоретическая организация эстетико-педагогических условий развития творческого мышления младших школьников.
Следующая группа условий, обозначаемая в педагогике как объективные условия, заключается в создании оптимальных для обучения и воспитания внешних средовых факторов, объединяющих в себе различные эстетические качества окружающего мире. Их называют учебно-дизайнерскими.
Данная группа условий включает две стороны: эргономическую и эстетическую организацию физической и предметной школьной среды.
В убранстве интерьера больше значение имеет цвет. Можно с большим художественным вкусом решать убранство комнаты, положив в основу либо контрастные цветовые сочетания, либо наоборот, изысканные мягкие тональные переходы цвета.
Рассмотрим проблему цвета в дизайне.
Значение цвета в нашей жизни многократно. Цвет и форма неотделимы друг от друга. Их соединение может быть гармоничным и дисгармоничным. В зависимости от этого меняется эмоциональный тон восприятия.
Понятие "цветового проектирования" введено у нас архитекторами, прежде всего А.В. Ефимовым. На наш взгляд, это понятие может быть использовано и в сфере дизайна. Будем исходить из того, что цветовое проектирование – это вид проектной деятельности, направленной на формирование колористики различных объектов и предметно-пространственой среды в целом.
Таким образом, актуальность подготовки методических рекомендаций по использованию цвета в дизайне очевидна.
Элементы объективной окружающей среды: цвет, ритм, форма так далее, воздействуют на человека на физиологическом, психологическом, интеллектуальном уровнях.
М. Люшером были определены следующие значения цветов:
-синий – спокойствие, умиротворенность;
-зеленый – эластичная напряженность;
-черный – угнетение, отречение и так далее.
Е.Ф. Бажиным дана иная интерпретация цветов:
-красный – гнев и радость;
-желтый – удивление;
-коричневый – отвращение;
-черный – страх.
Любое эмоциональное состояние может быть активизировано (то есть возбуждено, дополнено, подчеркнуто) или компенсировано (то есть смягчено, ослаблено) соответствующим цветовым сочетанием. Например, комната, окрашенная в желтый или фиолетово - синий цвет, располагают к серьезным размышлениям, сосредоточенности. Оранжевый и зеленовато - синий цвета создают жизненно радостную атмосферу. Они хорошо сочетаются с синим цветом.
Пурпурный и зеленый цвета создают атмосферу покоя, праздности. Красный и сине - зеленый цвета стимулируют деятельность. Особое воздействие достигается сочетанием желтовато - зеленого с фиолетовым. Сильная цветовая контрастность этих цветов эстетически выразительна. В целом цветовое решение жилого интерьера должно быть гармоничным, создавать психологический комфорт и способность к оптимальному зрительному восприятию элементов жилого пространства.
Правильно использовать цвет поможет знание основных положений цветоведения, дающих представление о главных гармонических, психологических и оптических свойствах цвета. Используя цветовой круг, можно составить разнообразные цветовые гаммы и созвучия.
Назовем 4 основных приема гармонических сочетаний цветов:
Комбинирование темных и светлых оттенков одного цвета.
Комбинирование цветов одной цветовой области (на круге -цвета одного сектора + 2 прилегающие к нему).
Цветовая гармония, достигаемая этими двумя приемами называется нюансной, так как строится на соотношениях оттенков одного цвета или близких цветов. Достигаемые при этом мягкие цветовые сочетания создают в интерьере спокойную обстановку, приятное для глаз равновесие. Избежать разнообразие поможет включение в спокойную, нюансную цветовую гамму ярких "пятен" близких или противоположных цветов. Кроме того, в самых разнообразных цветовых решениях можно использовать ахроматические цвета – белый, серый, черный, так как они хорошо сочетаются с другими цветами.