Программа по развитию связной речи в подготовительной группе по кварталам
I квартал (период)
Составление простых предложений по сюжетной картинке по вопросам.
Составление простых предложений по демонстрации действия с помощью наводящих вопросов и без них.
Формирование предложений:
из трех слов по схеме: именительный падеж существительного + глагол + дополнение (Мальчик взял машину);
из четырех слов по схеме: именительный падеж существительного + глагол + два дополнительных слова.(Девочка моет руки мылом).
Формирование предложений с однородными:
прилагательными (Груша желтая, сладкая, сочная.);
глаголами (Листья кружатся, падают, летят.);
существительными (В саду собирают груши, яблоки, сливы).
Формирование структуры сложносочиненных предложений с союзом «а» (Груша сладкая , а лимон кислый).
Составление описательного рассказа о предмете с опорой на картинку или сам предмет по предложенному логопедом образцу описания, который ребенок повторяет.
Составление загадок-описаний с объяснением их содержания.
Составление рассказа по серии (3-4) сюжетных картинок с помощью вопросов.
Пересказ текста с помощью наводящих вопросов.
Пересказ коротких рассказов (3-4 предложения) с нарушенной последовательностью членов предложения с заданием восстановить последовательность: именительный падеж существительного + глагол + два зависимых слова.
Пересказ текста «по цепочке».
Пересказ текста без помощи вопросов.
Заучивание наизусть потешек, скороговорок, считалок, небольших рассказов, загадок, стихотворений, с учетом возможностей детей, обусловленных конкретным речевым нарушением.
Закрепление умения детей понимать интонацию, улавливать ее оттенки, определять конец предложения, отличать повествовательную, вопросительную и восклицательную интонацию.
Заучивание наизусть небольших диалогов.
Лексические темы:
1. Игрушки |
7. Осенняя одежда и обувь |
2. Мебель |
8. Труд работников детского сада |
3. Посуда |
9. Труд людей на огороде, в саду, в поле осенью |
4. Овощи и фрукты |
10. Домашние животные |
5. Осень |
11. Как звери готовятся к зиме |
6. Птицы осенью |
II квартал (период)
Формирование умения объединять отдельные высказывания путем распространения предложений с помощью вопросов.
Составление предложений с однородными подлежащими, однородными сказуемыми, с однородными определениями.
Составление предложений с глаголами, с различными приставками, с глаголами совершенного и несовершенного вида.
Составление предложений со словами «сначала», «потом», «поэтому», «потому что», «чтобы». (Сначала выпал снег, а потом дети начали лепить снеговика)
Преобразование деформированного предложения с опорой на картинки и без них. (Оля, телят, кормит, телятница; Телятница Оля кормит телят.)
Составление предложений по схеме без предлогов и с предлогами:
(Дети катаются на лыжах)
Распространение предложения путем добавления слов: