Программа по развитию связной речи в подготовительной группе по кварталам
1. Весна |
5. Профессии людей |
2. Птицы весной |
6. Наш город |
3. Весенняя одежда, обувь |
7. Моя улица |
4. Транспорт |
8. Школа |
Примерная карта обследования состояния связной устной речи у детей с диагнозом «Общее недоразвитие речи»
I. Словарная работа
Умение вести несложный диалог (правильно и быстро подобрать нужное слово)
II. Грамматическое оформление слова
Умение практически пользоваться навыками словообразования и словоизменения
Огурец - огурцы
Огурчик - огурчики
Морковь - морковка - морковочка - морковки
2. Умение различать и подбирать глаголы совершенного и несовершенного вида
Дети поливают (полили) грядку водой
Крестьяне копают (выкопали) картофель
Фермеры собирают (собрали) богатый урожай
Образование прилагательных от наречий
Медленно - медленный |
Легко - |
Быстро - |
Вкусно - |
Широко - |
Крепко - |
Образование прилагательных сравнительной степени
Короткий - короче |
Темный - |
Вкусный - |
Спелый - |
Красный - |
Сладкий - |
Образование прилагательных с противоположным значением
Сладкий - |
Высокий - |
Легкий - |
Широкий - |
Мелкий - |
Подбор определений к предметам и определение предмета по описанию
Помидор (какой?) - . . .
Зеленый, свежий, длинный, вкусный, душистый, сочный - что? (Огурец)
III.Грамматическое оформление фразы
Составление предложения с однородными определениями
Оранжевая, длинная, сладкая, вкусная, большая, полезная, твердая.
Это морковь.
Составление предложения с противительным союзом «а»
Помидор - красный, а огурец - зеленый.
Огурец зеленый, а огурчик - зелененький.
Сначала надо выдернуть морковь, а потом помыть ее.
Составление предложений со словами «сначала», «потом»
У тебя лейка и сачок.
Что ты будешь делать сначала, что потом.
Составление предложений, отвечающих на вопрос «почему»
Мальчик сорвал помидор. Почему?
Составление предложений с союзом «чтобы»
Зачем ты взял лопату?
Распространение предложений путем введения в них прилагательных, наречий, дополнений
Дети снимают урожай. Как? (Осторожно)
IV. Формирование контекстной речи
Составление рассказа-описания
По демонстрируемым действиям
По описанию предмета по плану
Составление рассказа по картинке с помощью наводящих вопросов
Составление рассказа по серии картинок (с их помощью устанавливать последовательность событий, причинно-следственные связи, выделять главное в сюжете)