Программа по развитию связной речи в подготовительной группе по кварталам
Дети катаются на санках.
Зимой дети катаются на санках.
Зимой дети катаются на санках с горы.
Зимой дети катаются на санках с ледяной горы.
Составление описательных рассказов по модели (графическому плану).
Формирование умения задавать вопросы друг другу по содержанию рассказа, по содержанию картинки.
Пересказ текстов без помощи вопросов.
Пересказ коротких рассказов (5-6 предложений), где предложения даются в нарушенной последовательности с опорой на картинки, с работой на фланелеграфе.
Пересказ рассказов, сказок, диалогов в лицах с передачей характеров действующих лиц.
Совершенствование разговорной речи. Обучение вести несложный диалог, сначала на коротких диалогических текстах, затем в свободных диалогах на заданную тему.
Составление рассказа детьми из личного опыта по аналогии с услышанным.
Продолжение работы над интонационным оформлением фраз, понимание интонационно-смысловой выразительности, вопросительной, восклицательной, повествовательной интонации, ударения в словах.
Лексические темы:
1. Птицы зимой |
5. Зима |
2. Домашние животные |
6. Зимние развлечения |
3. Дикие животные |
7. Зимняя одежда |
4. Домашние птицы |
8. Ателье, ткани |
III квартал (период)
Составление предложений по опорным словам, по схеме.
Распространение предложений путем введения обстоятельств причины, следствия, цели.
Обучение детей выражать одну и ту же мысль различными синтаксическими конструкциями.
Составление предложений с разными глаголами, приставками, по демонстрируемым действиям. Правильное употребление предлогов: «с-со», «к-от», «над-под», «за», «из», «из-за», «из-под».
Самостоятельное составление вопросов по прочитанному тексту, нахождение вариативных ответов на один и тот же вопрос, выбирая из нескольких вариантов наиболее подходящий к данной ситуации.
Составление предложений на определенную тему, распространение каждого предложения и объединение их в короткий рассказ.
Дальнейшее закрепление у детей умения составлять рассказ-описание по демонстрируемым действиям по описанию предмета. Сопоставление двух, а затем трех соотносимых предметов.
Обучение составлению рассказов по картинке с дополнительными заданиями:
Придумать заголовок к рассказу;
Закончить рассказ;
Придумать начало;
Рассказать о событиях в первом, втором, третьем лице.
Составление рассказов по серии сюжетных картинок с дополнительными заданиями:
определить последовательность событий на картинках;
определить причинно-следственные связи;
выделить главный сюжет.
Составление рассказов на основе своего личного опыта с дополнительным заданием (изменение лица, времени).
Пересказ текстов с опорой на знания, умения детей, выражение мыслей связно и последовательно, использование наиболее употребительных слов или слов-штампов (хитрая мордочка, неуклюжий медведь); высказывание детьми своего отношения к поступкам товарищей, сравнение своего поведения с поведением героев рассказов, сказок.
Совершенствование разговорной речи в виде диалога (Правильно и быстро задавать вопросы, подбирать нужные слова в своих ответах, сообщать о выполненном поручении).
Совершенствование интонационно-смысловой выразительности при чтении стихов, загадок, сказок, рассказов.
Лексические темы: