Коменский и современная педагогика
К мысли Коменского – сделать обучение грамоте более легким и наглядным – близко подошел Карион Истомин. В 1692 году Карион Истомин составил иллюстрированный Букварь
(предназначавшийся для царевича Алексея Петровича), который по своей дидактической идее напоминает "Мир в картинках" Коменского. На каждой странице этого букваря помещается в алфавитном порядке буква, которая иллюстрируется изображениями ряда предметов, животных и птиц, названия которых начинались с той же буквы. Над каждым рисунком помещено полное название изображаемого предмета. На нижней части страницы помещался в стихотворной форме текст, разные изречения и наставления, которые тоже начинались с той же буквы.
Карион Истомин составлял этот букварь с целью легкого усвоения букв и складов. Вопрос о влиянии Коменского на составление русских букварей 17 и начала 18 века в русской историко – педагогической литературе не исследован, но намеки на имеющееся сходство мы находим, например, у Е. Н. Медынского: "… некоторые азбуки имели рисунки (сказывалось на юго-западных букварях влияние Коменского, перенятое затем и некоторыми букварями Москвы)"[2] и Н. П. Киселева: "… Карион Истомин был поклонником методов наглядного обучения, разработанных Яном Амосом Коменским."[3].
Коменский понимал, что одним из важнейших условий правильной организации школьного обучения является наличие хороших учебников
, притом в достаточном количестве. Коменский определил и круг требований к учебникам: "Они должны излагать полно, основательно и точно, представляя важнейшую картину вселенной… И чего я особенно желаю и на чем настаиваю – эти книги должны излагать все простым, доступным языком, всячески освещая учащимся путь".[4]
Обобщая информацию передовых ученых, которая существовала в то время, Коменский положил ее в основу своей выдающейся дидактической теории.
В труде Коменского "Общий совет об исправлении дел человеческих", изучение которого было значительно продвинуто за последние годы, много места, естественно, посвящается вопросам просвещения и образования. В этом произведении Коменский выступает как великий демократ, социальный реформатор, мечтающий о переустройстве человеческого общества на основе свободы, справедливости и гуманизма.
Выступая против войн и социальной несправедливости Коменский считает, что средством к их преодолению является просвещение, распространенное повсеместно. Коменский писал: "Счастлив народ, богатый хорошими школами, хорошими учебниками, хорошими учреждениями и методами воспитания общества".[5]
Все более приближаясь в своих идеях к природе, к естеству, Коменский пытается внедрить в метод воспитания принцип природосообразности, руководствуясь и человеческой природой в том числе. Принцип природосообразности Коменского вытекает из его философского мировоззрения, из взгляда на человека, как на часть этого мира, который изучался и был представлен передовыми умами того времени, такими, как Коперник, Кеплер, Ньютон, Гарвей, Сервет и т.д.
"Я задумал найти непоколебимое основание науки о преподавании и вот, после многих трудов, я нашел их из непреложных законов природы, которые и положены в обоснование мною моей Великой Дидактики". Этот принцип заключается в следующем. "Человек – часть природы. Следовательно, он и его развитие подчиняются ее универсальным законам. Эти закономерности проявляются в устройстве неживой природы, в жизни растений и животных, в развитии человека. Природа и жизнь человека познаваемы. Познаваемы также законы обучения".[6]
Везде есть свои закономерности: в природе, в человеке. Так же есть определенный порядок и в процессах воспитания, и обучения, его необходимо изучать опытным путем, в этом и состоит задача педагогики.
Коменский выдвинул идею тесного взаимоотношения между воспитанием и развитием человека. Развитие ребенка не совершается автоматически, само по себе, без правильно поставленного воспитания и обучения. И, наоборот, отсутствие воспитания может крайне отрицательно сказаться на развитии подрастающего человека. Природа дает человеку только семена знаний, нравственности, развить и оформить их дано только организованному и планомерно поставленному воспитанию. Воспитание должно строиться только в генетическом плане, в соответствии с возрастными особенностями учащихся.
Коменский различает следующие этапы познавательной деятельности в процессе обучения:
Первый этап – упражнения преимущественно внешних чувств с тем, чтобы дети приучались обращаться правильно с окружающими их предметами и распознавать их.