Коменский и современная педагогика
Второй этап – упражнения больше внутренних чувств, силы воображения и памяти с их исполнительными органами – рукой и языком – путем изучения определенных предметов.
Третий этап – это развитие понимания и суждения обо всем материале, сообразно ощущениям, тоже при помощи определенных предметов.
Четвертый этап – развитие преимущественно того, что относится к области воли, т.е. способности, которая научит сохранять гармонию.
Мысли Коменского о расчленении учебного процесса и выделении в нем отдельных стадий, хотя и противоречат нашим современным представлениям, для того времени должны быть признаны интересными.
Четырем этапам в развитии познавательной деятельности соответствует четыре типа школ.
Выступая против средневековой школы, где изучались лишь "схоластические пустяки", Коменский говорит о том, что необходимо учить людей тем вещам, которые больше связаны с жизнью, с народным бытом. В своей теории он один из первых в истории педагогики ставит вопрос о связи школы с жизнью
. Сближение образования с жизнью, с трудом отвечало стремлениям народа. Коменский сделал шаг по пути трудового обучения и воспитания.
Коменский говорит не о приобретении навыков какого-нибудь одного ремесла, а об усвоении более общих ремесленных приемов.
Коменский – создатель новой дидактики, которая до сих пор сохранила свое значение и которая вытекала из определенных им же сформулированных принципов.
Прежде всего необходимо сказать о том, что именно образование делает человека личностью. Это положение не содержит в себе конкретного материала для учителя, которым бы он вооружился, но зачастую учитель, погрузившись в свой предмет, забывает о том, что школа должна воспитать целостную личность, не взирая также на то богатый это человек или бедный. Это положение еще важно учитывать потому, что обычно из принципов дидактики часто выпадает человек, его призвание и назначение.
Каковы же принципы дидактики по Коменскому? Первый принцип может быть сформулирован следующим образом:
Основой обучения должен быть порядок, заимствованный из природы.
В этом принципе содержится два основных положения:
необходимо соблюдать в обучении строгий порядок во всем;
следует заимствовать этот порядок из природы.
Принцип природосообразности направлен на то, чтобы сделать процесс обучения более жизненным и естественным, легким и плодотворным. Этот принцип имел большое прогрессивное значение в борьбе со старыми методами преподавания, которые требовали неимоверных усилий для усвоения материала. Обучение должно вестись на основе перехода от более легкого к более трудному, от близкого и знакомого к отдаленному и незнакомому, от общего к частному, от простого к сложному. Очень важно соблюдать в процессе обучения строгую постепенность, последовательность и преемственность в изложении предмета, "чтобы предыдущее пролагало путь последующему".
Для Коменского обучение – процесс органического развития внутренних сил природы, глубокого понимания, осмысления явлений, тщательного их объяснения, а потом уже закрепления, выражения в речи и применения на практике.
Обучение, как и природа, должны находиться в постоянном движении вперед, продолжать, совершенствовать прежде начатое.
Этот принцип тесно связан с предыдущим. В нем получила дальнейшее развитие мысль о том, что процесс обучения – это процесс внутреннего органического роста. Он составляет нечто цельное. В нем все выходит из общего корня и все стоит на своем месте.
Содержание и форма должны находиться в определенном соотношении между собой.
Природа раньше "приготовляет материал, а потом уже придает ему форму…". Отсюда вытекает ряд правил обучения: необходимо раньше изучать предметы (материал), а потом – языки (форма), раньше изучать примеры, а затем грамматические правила.
Образование должно начинаться своевременно.
Один и тот же ученик должен учиться одному и тому же предмету только у одного учителя (иначе ему придется преодолевать разные формы).
Учить без разнобоя в методах.
Обучение должно быть всесторонним.
Нужно учить так, чтобы в будущем человек не встречался в жизни с такими явлениями, предметами, о которых не мог бы "скромно рассуждать и без вредной ошибки применять с несомненной для себя пользой". Обучение, следовательно, должно быть связано с жизнью. Знания, которые человек получает в школе, помогают ему ориентироваться в обычных, наиболее распространенных жизненных явлениях.