Практическое применение дидактических игр.
Для поддержания интереса детей к играм и к выполняемым в них счетными измерительным действиям воспитателю необходимо создавать новые игровые ситуации, требующие осмысленного оперирования математическими знаниями. Например, в играх может неожиданно возникнуть ситуация, когда нужно сравнить числа, разница между которыми выражена числом 2, или произвести счет группами (двойками, тройками) и т. п.
Довольно быстро новые ситуации начинают создавать и сами играющие. Так, в игре “Кондитерская фабрика” рабочие едут на фабрику, используя разный транспорт: трамвай, автобус, троллейбус. Чтобы проехать, нужно заплатить за проезд, а значит, разменять монету. Женя, сев в автобус, просит разменять 10 копеек на 3, 2 и 5 копеек, а затем опускает в кассу 2 монеты —2 и 3 копейки. В таких ситуациях не только выявляется уровень сформированности знаний ребенка, но и активизируется его мысль.
Дошкольник в этом возрасте ощущает большую потребность в общении. Как говорил Е. А. Аркин, он уже не может удовлетвориться обществом игрушек, а нуждается в товарищах. Игровая ситуация ставит ребенка перед необходимостью не только определить количество, но и вступить в активное взаимодействие с партнерами по игре. Например, общение по ходу игры между заведующей фермой и дояркой, бригадиром и столяром, капитаном теплохода и коком и т. п. вызывает необходимость словесного обозначения количества: сообщение результата, отчет о выполненном действии. Действия счета и измерения становятся предметом обсуждения, выяснения причин возникших ошибок, обмена мнениями. Смена ролей и создание различных игровых ситуаций обеспечивают действия всех участников игры с реальными предметами или их изображениями в различных игровых ситуациях: предметы вначале находятся не посредственно перед ребенком, и он практически действует с ними, а затем их удаляют на значительное расстояние. Это способствует постепенному переходу детей от счета непосредственно воспринимаемых предметов к счету в уме.
В коллективной игре разносторонне проявляются индивидуальные особенности, уровень знаний и умений каждого ребенка. Это дает возможность осуществлять дифференцированный подход к детям, своевременно оказывать им необходимую помощь, заинтересовывать их выполнением привлекательных ролей с постепенным усложнением заданий. Эффективным по отношению к детям, испытывающим затруднения, оказывается вовлечение их в игру в роли учеников или помощников, тесно контактирующих, взаимодействующих с ребятами активными, умеющими играть и практически применять математические знания.
В совместной игре продавцы (операторы, столяры и др.) терпеливо объясняют и показывают своим ученикам и помощникам, как надо считать (проверять чеки, талоны и т. д.), как ставить вопросы и самим отвечать на вопросы покупателей (заказчиков, шоферов и др.). В процессе реальных счетных и измерительных действий детям раскрывается не только смысл отображаемой деятельности, но одновременно, подражая более умелым партнерам, они овладевают операциями счета и измерения, постепенно становясь уверенными и активными. В то же время дети, выступающие в роли учителей, опекающих своих учеников и помощников, становятся заинтересованными в их успехах и в общем ходе игры.
Например, Саша, выполняя роль столяра в игре “Мебельная фабрика”, подсказывает своему партнеру по игре Коле, как найти крышку нужного размера. А найти ее довольно трудно, так как заготовленные крышки столов разных размеров, отличаются друг от друга на 1—1,5 см. (Тем самым при выборе крышек, соответствующих образцам, возникает необходимость их измерения.) Он же помогает ему овладеть правилами измерения длины и ширины, напоминая, что начинать измерять надо от края дощечки, у конца мерки делать отметки и считать их. Далее, он советует Коле, что нужно сделать, чтобы отпилить ножки одинаковой длины. В такой дружеской обстановке, не боясь получить порицание за неправильные действия и ответы, мальчик начинает себя чувствовать значительно увереннее и активнее.
То, что игра свободна от неприятных последствий, чрезвычайно важно для успешного овладения знаниями каждым ребенком. Этот прием включения детей в игру на правах учеников или помощников оказывается эффективным и с точки зрения вовлечения в игру всех детей без исключения.
Желательно, чтобы в играх были достаточно активны как девочки, так и мальчики. Иногда наблюдаются случаи, когда мальчики
не включаются в игру, характерную для девочек, считая роли “не мужскими”. Это видно из примера игры в “Ателье”, развернувшейся в подготовительной к школе группе.
Девочки, организовав игру, приглашают мальчиков поработать закройщиками, но получают отказ. Через некоторое время в ателье потребовалось привезти необходимое оборудование. Заведующий спрашивает: “А кто у нас будет шоферами? Кто поведет машины?” Тут мальчики проявили активность и с удовольствием включились в игру. Но, выполнив это одноразовое поручение, они вышли из игры.
Как привлечь мальчиков к этой игре? Как заинтересовать их ролями закройщиков или портных, т. е. ролями, предполагающими использование действий счета и измерения? С этой целью воспитатель после первой экскурсии проводит вторую экскурсию в швейную мастерскую, где закройщиками и портными работают мужчины. Сюрпризом для ребят оказалась встреча с лучшим закройщиком швейной мастерской (его фотографию дети видели на Доске почета), который ярко и увлекательно рассказал о своей профессии, стараясь раскрыть ее значимость и важность, показал, как быстро и точно можно снять мерку и измерить ткань, подарил мальчикам настоящий метр. Потом прочитал стихотворение С. Михалкова “Заяц-портной”: