Практическое применение дидактических игр.
Серый заяц под сосной Срок прошел, пришел медведь, Объявил, что он портной . А штаны нельзя надеть .
На вопрос мастера, почему так получилось, мальчики наперебой объясняли причину неудачи зайца. После экскурсии педагог вместе с ребятами .оформил выставку морской одежды (китель и фуражка для капитана, матросский бушлат, тельняшка, бескозырка и т.д.), которая доставила всем много радости.
Проведенная дополнительная работа, и особенно встреча с закройщиком, вызвала оживленные разговоры. Мальчики с удовольствием пересказывали интересные случаи, которые слышали от мастера, вспоминали, как он быстро и ловко кроил ткань, и у них возникло желание попробовать свои силы в роли закройщиков и портных. Заказ — сшить матросские шапочки для членов команды теплохода “Смелый” послужил поводом для развертывания длительной игры в “Ателье”, в которой роли заведующего ателье, закройщиков и портных выполняли мальчики (см. с. 89).
Использование воспитателем разнообразных приемов дает возможность детям проявлять самостоятельность и инициативу. Однако надо помнить, что наличие у воспитателя модели возможной игры не приводит к инсценированию заранее заготовленного сюжета. Ребята обычно проявляют много творчества, инициативы, самостоятельности. Но если дети будут опускать ситуации, в которых нужно применять счет и измерение, то воспитатель через роль должен натолкнуть играющих на их обыгрывание, используя разные приемы.
Так, можно использовать прием подведения итогов игры. Например, все доярки после работы собираются в красном уголке, и заведующий фермой (или бригадир) проводит собрание по итогам работы дня (игра в “Молочную ферму”), на мебельной фабрике организуется выставка разнообразной мебели с указанием авторов ее изготовления, а экскурсанты оценивают качество их работы (игра в “Мебельную фабрику”) и т. д.
В подобных ситуациях воспитатель имеет возможность разобрать некоторые моменты игры, предложить для обыгрывания различные события, создавая тем самым перспективу дальнейших действий. В то же время при повторении эпизодов дети могут еще раз осмыслить проигранное, еще раз пережить общую радость.
Третий этап
На этом этапе характерно развертывание сюжетно-ролевых игр по инициативе самих детей. Какая же роль отводится здесь воспитателю? Позиция воспитателя в игре, естественно, изменяется. Его роль сводится к контролю за ходом игры и вовлечению малоактивных детей в коллективную игру. Воспитатель может участвовать в игре в качестве нейтрального лица (советчика и т.п.), подсказывающего новые игровые ситуации, новые счетные задачи.
Принимая участие в игре, дети обычно быстро усваивают обязанности, игровые правила каждой роли, возможные действия. В этом случае каждый участник знает, что и как ему нужно делать. Дети 'с интересом выполняют все роли, но особенно увлеченно те, в которых они должны пересчитать, сравнить числа, измерить. Каждый стремится правильно выполнить счетно-измерительные действия, иначе читатель не получит нужную корреспонденцию (игра в “Почту”), в заповеднике не отловят нужное количество животных (игра в “Зоопарк”), на ферме не хватит корма (игра в “Молочную ферму”) и т. д. Войдя в роль киоскера, почтальона, доярки, ребята испытывают чувство гордости от приобщения к труду, которым занимаются взрослые. Это содействует развитию у них понимания смысла труда взрослых и воспитания уважения к нему.
Возникает много разнообразных и интересных игр, которые дети развертывают самостоятельно. Так, в старшей группе дети играют в “Газетный киоск”, “Плавучий зоопарк”, “Кулинарию”, “Прачечную”, “Выезд на дачу” и др.; в подготовительной к школе группе — в “Колхоз”, “Мастерскую добрых дел”, “Школу”, “Аэропорт” и др. Выполняя новые роли, дети включают в них счет, измерение, стараются отобразить эти действия точно так, как это делают взрослые, что является показателем понимания значения математических действий, которые становятся для них привлекательными.
Например, в игре в “Школу”, организованной группой шестилетних детей, учительница Ира ведет урок математики в 1 классе. В классе сидят 12 учеников.
Учительница. Ребята, сядьте все правильно! Сейчас у нас урок математики. Будем считать. Какое число больше: 5 или 6? {Делает вид, что ищет по журналу фамилию ученика.) Кто у меня еще не отвечал? Отвечай, Оля! О л я. 6 больше 5, а 5 меньше 6.
Учительница (вызывает другого ученика). Миша! Оля правильно сказала? Миша. Да, правильно Число 6 больше, чем 5.
Учительница. Садись! Поставлю вам по “пятерке”. {Ученики оживляются.) Тише! Какое число больше: 10 или 9? (Вызывает Толю.) Толя. 10 больше, чем 9.
Учительница. Запишите в тетрадях. Работайте внимательно! (Ученики делают “запись” с помощью карточек с цифрами: 10>9'. Учительница проходит
Дети подготовительной к школе группы знакомы с цифрами между столами, смотрит в тетради. Затем ставит на стол счеты. Вызывает к доске Сережу.) Сережа, иди к доске. Сюда положи 10 косточек, а сюда 9.
Сережа (подходит к счетам, откладывает на верхней и нижней проволоках по 9 косточек). Я все сделал. Ученики (нестройным хором). Сережа ошибся! Толя (шепчет Сереже). Добавь еще 1 косточку.,