Практическое применение дидактических игр.
Рассмотрим практическое применение дидактических игр в процессе освоения знаний для урока по речевому этикету проводимого в начальных классах на тему " Извинение, комплимент и ответ на них" , который мы давали в 2-х классах в одном с применением игры в другом без ее применения. В завершающем этапе сравним качество усвоения материала школьниками в экспериментальном классе и в контрольном классе. Рассмотрим эксперимент поэтапно:
Начало урока:
Формирующий этап (предварительная беседа)
Помните, ребята, мы говорили о том, что этикет может быть нашим помощником в разных ситуациях? Ну, например, когда нам бывает трудно сказать взрослому, что он не прав, сказать взрослому "нет". Сегодня мы будем учиться извиняться и отвечать на извинение. И поиграем в игру "Детектив" в которой мы будем участвовать в роли детектива.
Констатирующий этап (передача знаний)
Игра "Детектив". Предположим, что мы расследуем преступление. Неожиданно мы оказались свидетелями разговора двух людей, которых мы не видим. Наша задача — определить, кто эти люди, сколько им лет, и объяснить, почему мы так решили.
- Ой, прости, я взяла твой зонтик. Мой сломался. - Пустяки! Хочешь, подарю?
- Здравствуйте. Это говорит Марина. Извините за поздний звонок, но мне очень нужна Аня. — Пожалуйста. Я сейчас ее позову.
- Люд, прости. Это я съел твое пирожное. — Да ладно! Я уже забыла.
— Извините, что я без звонка, но ваш номер телефона был все время занят! - Ничего. Мы ждали вас.
Как вы думаете, ребята, если мы отдельно возьмем слова "прости" и "извини", какое из них "тяжелее", серьезней? Правильно, "прости". "Прости" говорят, когда серьезно обидели человека, сделали ему больно. Если же ты нечаянно задел друга рукой, в этой ситуации подходит "легкое" слово "извини".
Какие два слова чаще всего поднимают нашу речь на "королевский" уровень? Да, это слова "позвольте" и "разрешите".
Позвольте мне извиниться перед вами. Разрешите мне принести вам свои извинения. Приношу свои извинения.
На "королевском" уровне мы не объясняем причину наших извинений.
На "нашем" уровне мы можем это объяснить. Это можно сделать, рассказав всю ситуацию. Например, что сломался будильник, а мама не успела отнести его в починку, и утром вы проспали вместе с мамой. Но чаще всего объяснения бывают очень короткими. Например, "извините за беспокойство". А за что еще приходится часто извиняться? Давайте запишем эти причины на доске.
Извините беспокойство опоздание
неожиданный приход ранний звонок
Можно извиняться и без указания причины, если неловкость произошла только что (например, вы наступили человеку на ногу). Тогда вы просто скажете:
Извините, пожалуйста. Простите, пожалуйста.
На "дружеском" уровне и извинение будет дружеским:
Не сердись на меня! Я не хотел тебя обидеть! Тысяча извинений! Я больше не буду! (Тик говорят дети.)
А вот ответ на извинение:
Я принимаю ваши извинения. Я прощено нас. Не стоит извинений. Пожалуйста. Ничего. Не стоит. Да что вы! Пустяки! Мелочь! Какие пустяки! Да ладно!
А сейчас разделитесь на пары. Один из вас играет роль самого себя, а второй — своего папы или своей мамы. Каждой паре я даю карточку, на которой написана та или иная ситуация. Задача ребенка — попросить прощения или извиниться перед "взрослым", задача "взрослого" — ответить на извинение. А все остальные пытаются догадаться, что написано на карточках.
Итак, вот причины для извинения: взял мамину чашку: толкнул маму, которая несла чашку с горячим чаем, мама обожглась; позвал маму в пятый раз; читал до часу ночи, а утром опоздал в школу; взял деньги без разрешения; разбил любимую бабушкину вазу; обещал позвонить, но не позвонил, дома страшно беспокоились,
А теперь представим себе ситуацию. Вы уезжали на две недели и не смогли поздравить своего друга с днем рождения, Сейчас вы приехали и хотите извиниться и поздравить его "задним числом" с прошедшим праздником. Это можно сделать письменно и устно, по телефону. Кто больше любит звонить? Где ваш телефон? Трубку поднимает бабушка.
Кто больше любит писать? Я ваш секретарь. Продиктуйте мне записку, я печатаю .