Практическое применение дидактических игр.
Наш русский язык очень многозначен. Одно предложение, а точнее сказать одна фраза, одно высказывание могут менять свое значение только потому, что я буду произносить его с разными интонациями.
Сейчас я напишу на доске предложение и произнесу его с шестью разными интонациями. При этом я покажу рукой и рисунком, как двигается мой голос. А вы определите, что я говорю.
Какф< сегодня погода 1 (Вопрос.) Какая сегодня погода? (Переспрос.) Какая сегодня погода ? (Я не закончила говорить.) Какая сегодня погода! (Положительная оценка.) Какая сегодня погожа! (Положительная оценка.) |
Какая сегодня погода ! (Вопрос.)
Какая сегодня погода? (Переспрос.)
Какая сегодня погода ? (Я не закончила говорить.)
Какая сегодня погода! (Положительная оценка.)
Какая сегодня погода! (Положительная оценка.)
Какая сегодня погода! (Отрицательная оценка.)
Вы видите два положительных . высказывания, которые отличаются по уровням. Первое возможны на "королевском" и на "нашем" уровне, а второе — только на "дружеском".
Комплимент — дело сложное. Чуть-чуть ошибся — и может получиться смешно. Например, видит мальчик одноклассницу и говорит, желая сделать ей приятное: "Какая ты сегодня причесанная!" А она думает: "А вчера, что, была непричесанная?" и обижается. Поэтому, кроме комплимента "Вы сегодня прекрасно выглядите!", который можно сказать всем и всегда (только помните об интонации), нам нужно определить, что можно похвалить у разных людей:
У мужчины; профессию, черты характера, моложавость, спортивную форму.
У женщины: профессию, черты харак тера, красоту, моложавость, одежду, прическу, вкус, что она умеет делать (например, вкусно готовить).
У ребенка: учебу, умение что-то делать, черты характера, взросление, разные принадлежащие ему вещи.
Давайте запишем разные комплименты на "нашем" уровне:
Вы прекрасный спортсмен! Вы замечательная актриса. Ты отличный ученик. Вы прекрасный (умный, добрый, отзывчивый, чуткий) человек! Ты настоящий товарищ!
Вы очень молодо выглядите. Как ты вырос (ла)! Какой (ая) взрослый (ая) ты стал(а)!
У вас прекрасная спортивная форма! Какой у вас костюм! Вам очень идет эта прическа! У тебя великолепный велосипед! Как вы поете!
Посмотрите на комплименты, которые мы записали. Давайте выделим те, которые можно произнести с "дружеской" интонацией.
Ответ на комплимент — тоже дело тонкое. Нельзя в ответ на слова "Как вы прекрасно сегодня выглядите!" говорить: "Да что вы, у меня всю ночь болел живот!" Комплимент надо принимать без смущения и обязательно с улыбкой. На всех уровнях отвечают так:
Спасибо. Спасибо за комплимент. Мне очень приятно. Я могу сказать о вас то же самое.
И только в крайнем случае можно "не поверить": "Ну что вы!" или "Это только комплимент".
Устроим конкурс на лучший комплимент. Девочки по очереди выходят к доске, мальчики (а потом и девочки) делают комплименты. Делимся на пары: мальчик — девочка. Вы давно не виделись. Поздоровайтесь — скажите комплимент — ответьте на него — спросите, как дела, — ответьте — попрощайтесь. Начинают говорить мальчики.
Домашнее задание. На следующем занятии я попрошу вас рассказать о ситуации, когда надо было извиниться, сделать комлимент. Расскажите о ней. Какую форму извинения вы выбрали и почему?
Конец урока.
Контрольный этап(сравнение с контрольным классом)
Проводим урок во втором классе без использования игры:
Начало урока:
Помните, ребята, мы говорили о том, что этикет может быть нашим помощником в разных ситуациях? Ну, например, когда нам бывает трудно сказать взрослому, что он не прав, сказать взрослому "нет". Сегодня мы будем учиться извиняться и отвечать на извинение.
Как вы думаете, ребята, если мы отдельно возьмем слова "прости" и "извини", какое из них "тяжелее", серьезней? Правильно, "прости". "Прости" говорят, когда серьезно обидели человека, сделали ему больно. Если же ты нечаянно задел друга рукой, в этой ситуации подходит "легкое" слово "извини".