Практическое применение дидактических игр.
Какие два слова чаще всего поднимают нашу речь на "королевский" уровень? Да, это слова "позвольте" и "разрешите".
Позвольте мне извиниться перед вами. Разрешите мне принести вам свои извинения. Приношу свои извинения.
А за что еще приходится часто извиняться? Давайте запишем эти причины на доске.
Извините беспокойство опоздание
неожиданный приход ранний звонок
Можно извиняться и без указания причины, если неловкость произошла только что (например, вы наступили человеку на ногу). Тогда вы просто скажете:
Извините, пожалуйста. Простите, пожалуйста.
На "дружеском" уровне и извинение будет дружеским:
Не сердись на меня! Я не хотел тебя обидеть! Тысяча извинений! Я больше не буду! (Тик говорят дети.)
А вот ответ на извинение:
Я принимаю ваши извинения. Я прощено нас. Не стоит извинений. Пожалуйста. Ничего. Не стоит. Да что вы! Пустяки! Мелочь! Какие пустяки! Да ладно!
Наш русский язык очень многозначен. Одно предложение, а точнее сказать одна фраза, одно высказывание могут менять свое значение только потому, что я буду произносить его с разными интонациями.
Сейчас я напишу на доске предложение и произнесу его с шестью разными интонациями. При этом я покажу рукой и рисунком, как двигается мой голос. А вы определите, что я говорю.
Какф< сегодня погода 1 (Вопрос.) Какая сегодня погода? (Переспрос.) Какая сегодня погода ? (Я не закончила говорить.) Какая сегодня погода! (Положительная оценка.) Какая сегодня погожа! (Положительная оценка.) |
Какая сегодня погода ! (Вопрос.)
Какая сегодня погода? (Переспрос.)
Какая сегодня погода ? (Я не закончила говорить.)
Какая сегодня погода! (Положительная оценка.)
Какая сегодня погода! (Положительная оценка.)
Какая сегодня погода! (Отрицательная оценка.)
Вы видите два положительных . высказывания, которые отличаются по уровням. Первое возможны на "королевском" и на "нашем" уровне, а второе — только на "дружеском".
Комплимент — дело сложное. Чуть-чуть ошибся — и может получиться смешно. Например, видит мальчик одноклассницу и говорит, желая сделать ей приятное: "Какая ты сегодня причесанная!" А она думает: "А вчера, что, была непричесанная?" и обижается. Поэтому, кроме комплимента "Вы сегодня прекрасно выглядите!", который можно сказать всем и всегда (только помните об интонации), нам нужно определить, что можно похвалить у разных людей:
У мужчины; профессию, черты характера, моложавость, спортивную форму.
У женщины: профессию, черты харак тера, красоту, моложавость, одежду, прическу, вкус, что она умеет делать (например, вкусно готовить).
У ребенка: учебу, умение что-то делать, черты характера, взросление, разные принадлежащие ему вещи.
Давайте запишем разные комплименты на "нашем" уровне:
Вы прекрасный спортсмен! Вы замечательная актриса. Ты отличный ученик. Вы прекрасный (умный, добрый, отзывчивый, чуткий) человек! Ты настоящий товарищ!
Вы очень молодо выглядите. Как ты вырос (ла)! Какой (ая) взрослый (ая) ты стал(а)!
У вас прекрасная спортивная форма! Какой у вас костюм! Вам очень идет эта прическа! У тебя великолепный велосипед! Как вы поете!
Посмотрите на комплименты, которые мы записали. Давайте выделим те, которые можно произнести с "дружеской" интонацией.
Ответ на комплимент — тоже дело тонкое. Нельзя в ответ на слова "Как вы прекрасно сегодня выглядите!" говорить: "Да что вы, у меня всю ночь болел живот!" Комплимент надо принимать без смущения и обязательно с улыбкой. На всех уровнях отвечают так:
Спасибо. Спасибо за комплимент. Мне очень приятно. Я могу сказать о вас то же самое.
И только в крайнем случае можно "не поверить": "Ну что вы!" или "Это только комплимент".
Домашнее задание. На следующем занятии я попрошу вас рассказать о ситуации, когда надо было извиниться, сделать комлимент. Расскажите о ней. Какую форму извинения вы выбрали и почему?
Конец урока.
Примерные планы урока приведены в сокрашенном виде.
Проведем сравнение между качеством усвоения материала в классе в котором проводились игры и в классе в котором они не проводились: