Проблемы идентификации педагогической интеграции
3. Проблема определения статуса интеграции в педагогике. В научно-педагогических исследованиях можно встретить немало примеров определения категориального статуса и интеграции Чаще всего она называется "ведущей тенденцией развития педагогического знания" (361. С.7), "тенденцией развития образования в гуманистическом обществе ХХ1 века" (39), "ведущей тенденцией в развитии форм организации обучения" (179. С.142), "тенденцией развития начального профессионального образования" (477); "закономерностью" (47). Иногда интеграцию применяют к принципам. Например, А.П.Беляева считает важнейшим принципом построения содержания профессиональной подготовки принцип интеграции и дифференциации. В основе его "лежит ведущая идея содержания профессиональнопедагогического образования, заключающаяся в создании интегрированных учебных планов и программ для групп рабочих профессий и типовой учебно-программной документации в двух-трех модификациях ." (43.С.119).
Отсутствие "единого" статуса педагогической интеграции - явление закономерное. Педагогическая интеграция слишком сложна, чтобы быть только закономерностью или тенденцией, или даже той и другой вместет. Это касается и других составляющих объединительных процессов. Например, анализируя определения понятия "межпредметные связи", Н.С.Антонов приходит к выводу о многозначности их статусного толкования: в качестве определяющего выступают " дидактический принцип", "средства оптимизации", "условие" и т.д. (13. С.32). Так же примерно обстоит дело с определением статуса взаимосвязи, которая значится то как закономерность, то как принцип.
Итак, в параграфе:
1. Проделана попытка определения сущности педагогической интеграции как процесса и результата развития, становления и формирования многомерной человеческой целостности в условиях осуществления интегративно-педагогической деятельности.
2. Выявлены и описаны специфические признаки педагогической интеграции, дополняющие и конкретизирующие инвариантные характеристики интеграции, представленные в предыдущей главе - эргатичность, динамичность, латентность и др.
3. Выведены основные линии взаимоотношений педагогической интеграции с близкородственными категориями и соотвествующими онтологическими представлениями - межпредметными связями, взаимосвязью, преемственностью.
Выводы по главе:
1. Педагогическая интеграция является составной частью объединительных процессов, происходящих в сфере человеческой деятельности и познания. Это обусловливается, во-первых, ее генетическим родством с интегративными традициями, имевшими место в истории развития человеческой мысли; во-вторых, возможностью распространения на нее общеинтеграционных характеристик. В первом случае речь идет о глубинной эвристической связи, существующей между указанными традициями и педагогической интеграцией, предполагающей ее методологическую зависимость от них. Это означает, что всякая разновидность педагогической интеграции наделена соответствующей философско-эвристической установкой, определяющей характер ее функционирования. Подтверждением тому является существование педагогических интерпретаций интегративных традиций, возможность трансформации последних в парадигмы педагогической интеграции и модели интегративно-педагогической деятельностии. Во втором случае дело касается способности педагогической интеграции иметь в качестве своих характеристик ряд инвариантных показателей, которые присущи всем разновидностям социально-деятельностной и научной интеграции. Центральное место среди этих характеристик занимают показатели интегративного целого, понимаемого как синтез процессуальных и результирующих сторон интеграции, выделенных посредством использования метода "диалектических пар": процессов интеграции и дезинтеграции, органическое единство целого и его частей, неразрывная связь процесса и результата. Их значимость настолько велика, что они способны выполнять роль закономерностей интеграции в целом и педагогической интеграции в частности. В особенности это касается первой характеристики, предполагающей возможность выведения своеобразного закона соответствия (симметрии), регулирующего отношения между интеграционными и дезинтеграционными процессами. Суть его - в прямо пропорциональной зависимости скорости и направления интеграционных процессов "от силы противодействующих дезинтегрирующих причин" (Г.Павельциг). В упрощенном варианте это может выглядеть следующим образом: если что-то интегрируется, значит что-то дезинтегрируется.