Подходы к определению структуры содержательного поля закономерностей педагогической интеграции закономерностей педагогической интеграции
а) обусловленность задач и содержания интегрированного обучения потребностями общества; б) эффективность интегрированного обучения обеспечивается, если его содержание позволяет решать весь круг намеченных задач, если оно строго научно, систематично и последовательно изучается, связано с окружающей жизнью; в) закономерная зависимость задач, содержания интегрированного обучения от реальных учебных возможностей учащихся и др.
Все выше обозначенные интегративно-педагогические закономерности носят локальный характер: они имеют отношение к отдельным отраслям и видам педагогической деятельности. Возникает вопрос: возможно ли выведение инвариантных закономерностей педагогической интеграции? Как нам представляется, на данный момент, допустимо лишь указать на некоторые подходы, могущие лечь в основу определения состава и содержания таких закономерностей.
Прежде всего - это учет опыта выделения закономерностей (законов) интеграции в целом или педагогической интеграции в частности. Например, В,П,Кузьмин формулирует "всеобщий закон интеграции" - "удвоение качеств существования": " . чем выше мы поднимаемся по эволюционной лестнице, чем крупнее и сложнее мы берем объекты для изучения, тем все более и отчетливее выявляются наличие и существование двух рядов качественной определенности: части и целого, "элемента" и совокупности, предмета и системы, индивида и вида и т.п." (251. С.260-261).
В педагогике прямых указаний на наличие инвариантных интегративных закономерностей нами не обнаружено. Однако здесь имеется ряд положений, в том числе законов, касающихся ее в целом или, по крайней мере, ее основных частей - педагогического процесса и педагогической науки и несущих в себе достаточно сильный интегративный потенциал. Например, возьмем известное положение А.С.Макаренко: "Человек не воспитывается по частям". Как нам представляется, на его основе можно сформулировать закономерность (закон) педагогической интеграции. Исходя из того, что словесные формулировки законов и закономерностей "могут строиться с помощью различных логических схем типа: "Если . то .", "Чем . тем ."; "Тогда и только тогда . когда .", а также с помощью утвердительных суждений" (240.С.45), то возможны следующие варианты озвучивания данной закономерности: "Если воспитание будет носить частичный характер, то оно будет дизинтегративным, а, следовательно, мало продуктивным"; "Чем больше в воспитательном процессе будет учитываться интегративноцелостная природа человека, тем продуктивней будут его результаты"; "Тогда и только тогда интегративное воспитание состоится, когда его предметом станет человек, взятый во всем богатстве своих внутренних и внешних связей и отношений, во всей совокупности своих актуальных, актуализируемых и потенциальных, в том числе "срабатывающих" и "формируемых" только при определенном педагогическом воздействии, способностей, возможностей, интересов, потребностей и желаний"; "Единство и взаимообусловленность всех направлений воспитания человека" и т.д.
Допустимо выделение инвариантных закономерностей педагогической интеграции на основе имеющихся классификаций педагогических закономерностей (законов). В частности это касается "первой закономерности педагогического процесса, реализующего воспитание в широком смысле" (359. С.36-37). Путем ее простейшего преобразования (минимальной трансформации) мы рискнем сформулировать еще одну закономерность педагогической интеграции, обладающей поистине инвариантным характером: педагогическая интеграция ( ее цель, задачи, содержание, формы и методы) обусловлена социально-экономическими потребностями общества, его идеологией и политикой. Но здесь нас подстерегает ощущение некоторой недостаточности. Ведь речь идет все-таки о педагогической интеграции, имеющей своим результатом развитие, становление и формирование человека. Это позволяет предположить возможность существования следующей закономерности: "Педагогическая интеграция, ее цель, задачи, содержание, формы и методы обусловлены потребностями становящегося, развивающегося и формирующегося человека как индивида и вида". Между двумя последними закономерностями нет фатального (антагонистического) противоречия: интегративноцелостное толкование человека позволяет аккумулировать в его существовании не только технику и орудия, выступающие соответственно в качестве "объективированного субъекта" (М.С.Каган) и "органопроекций" (П.А.Флоренский), но и всю совокупность социальных артефактов и реалий. Поэтому излишне старательное подчеркивание различий между человеком и обществом не имеет под собой достаточных объективных оснований, а скорей всего вызывается определенными субъективными или же идеологическими обстоятельствами. Тем более эта дилемма несостоятельна в ноосферную эпоху, когда происходит процесс антропогенизации биосферы и Космоса. В этих условиях узкотрактуемый личностный подход в педагогике не способен в полной мере выразить потребность "развития и становления "человека разумного" (384. С.16).