Структура, состав и опыт применения средств интегративно-педагогической деятельности
Подробный анализ процессуальных средств на примере интеграции педагогического и технического знания представлен в наших работах (505, 506). Здесь ограничимся приведением из них фрагментов, причем в несколько измененном виде. Под унификацией в данном контексте подразумевается сведение педагогических и технических составляющих в содержании профессиональнопедагогических понятий к одному и тому же единству. Универсализация методов предполагает расширение области действия педагогических и производственно-технических методов путем их взаимопроникновения. Например, в свое время многие положения операционного метода, разработанного русскими педагогами, были успешно использованы при организации конвейерной системы на производстве. Это же относится к методам воспитательной деятельности А.С.Макаренко, нашедшим широкое применение, например, в организации производственного процесса в японской фирме "Сони". С другой стороны, производственные методы находят отражение в ряде систем производственного обучения. В частности, это относится к той же операционной системе обучения, к ЦИТовской системе обучения.
Категориальный синтез предполагает сведение к единому знаменателю как содержательно-объемных характеристик понятий, так и всей совокупности фактов, условий, принципов, закономерностей и других гносеологических составляющих, образующих "поле деятельности" той или иной категории. Различаются двухступенчатая и одноступенчатая формы категоризации. Элементы двухступенчатой (вертикальной) категоризации, например, отчетливо проявляются в учебном пособии А.С.Лынды (286). Так, глава "Содержание образования и обучение учащихся в училищах профтехобразования" разделена на две самостоятельные части: "Понятие о содержании образования и его составных частей" и "Содержание образования в профессионально-технических училищах". Двухступенчатое расположение материала ведет, на наш взгляд, к необоснованному отрыву общепедагогических положений от профессионально-педагогических, что создает условие для их механического суммирования, в то время как требуется их синтез.
Данный недостаток отсутствует при одноступенчатой (горизонтальной) категоризации, когда общепедагогические, профессионально-педагогические и производственно-технические составляющие выстраиваются в один описательно-объяснительный ряд. Так, в методических рекомендациях "Подготовка, проведение и анализ современного урока производственного обучения в среднем профтехучилище" (371) с самого начала речь идет об уроке производственного обучения, а не об уроке вообще. В то же время с самого начала в методических рекомендациях описание дается с позиций общепедагогической теории современного урока: уроки производственного обучения вписываются в общую технологию современного урока.
Сказанное о категориальном синтезе позволяет сделать вывод о необходимости учета его особенностей при составлении учебно-программной документации по профпедагогике.
Экстраполяция как способ интеграции педагогического и технического знания главным образом означает перенос понятий с производственно-техническим содержанием на педагогическую почву и, напротив, педагогических понятий в производственнотехническую сферу.
При обобщении наблюдается процесс СТЕРЖНЕЗАЦИИ. Его суть: общепедагогические понятия "обучение", "образование", "дидактика", "усвоение", "формирование", "применение" и др. входят в целый ряд профессионально-педагогических понятий. Следствием является "сращивание" педагогических и технических составляющих в данных понятиях, взятых в отдельности; установление связей не только между стержневыми и производными от них понятиями, но и между этими самыми производными, поскольку они оказываются связанными между собой одним стержнем.
Приемы - это совокупность форм реализации способов интеграции педагогического и технического знания. В их число входят, как нам уже известно, простая и сложная формы наращения признаков профессионально-педагогического понятия.
В чем конкретно проявляется расщепление? Возьмем понятие производственного обучения - исходного для большого числа профессионально-педагогических понятий. Расщепление прослеживается в "раскладе" данного исходного понятия на ряд производных. Помимо этого уже внутри последних происходит расщепление на две противоположности - педагогическую и производственно-техническую. Связывание - процесс противоположный расщеплению.