Структура, состав и опыт применения средств интегративно-педагогической деятельности
Интегративность педагогической цели обусловливается ее двусторонним характером: педагог не просто ставит собственные цели, но стремится к тому, чтобы эти цели были осознаны и приняты учащимися; воспитатель не просто ищет способы достижения поставленных целей, но и работает над тем, чтобы эти способы были освоены учащимися, стали для него "своими".
Значителен интегративный потенциал педагогических принципов. Будучи "регулятивами практики", педагогические принципы способствуют объединению, а в конечном счете синтезу, различных составляющих педагогической деятельности. В особенности это относится к принципам политехнизма, профнаправленности, преемственности, культуросообразности, природосообразности. По сути интеграция является их ведущей функцией. Так, "реализация политехнического подхода призвана обеспечить общность подхода к анализу различных технико-технологических объектов (308. С.20). Одним из основных требований принципа профнаправленности является "формирование у учащихся системы понятий на основе единого подхода к организации усвоения знаний, приемов и способов их усвоения по основам наук, предметом профтехцикла и производственного обучения ." (308. С.14). При реализации принципа преемственности необходимым требованием является "соблюдение логики преподавания учебного предмета на основе взаимосвязи тем, разделов курса, систем формируемых поняитй, достигнутого уровня обученности учащихся на каждом этапе обучения ." (308. С.32). Принцип культуроцелесообразности в современных условиях служит целям меж (внутри)-культурной и меж (внутри)-региональной интеграции, а также интеграции образования и культуры, образования и конкретных условий обитания обучамого (воспитуемого). Принцип природосообразности является основанием для реализации на образовательном уровне древней идеи единства макро- и микромиров, человека и природы.
В качестве интегративных средств могут выступить учебные планы, учебные программы, учебники , пособия и другие "формы существования" содержания образования. Причем это касается не только интегративных планов, программ, учебников и т.д. Всякий учебный план, учебная программа, учебник и т.д. несет в себе определенный заряд интегративности. Например, любой учебник обладает систематизирующей, координирующей и собственно интегрирующей функцией, служащей "своеобразным каркасом объединяющим как внутреннюю структуру учебника по предмету, так и систему учебных пособий, в которых заложены знания и умения, являющиеся опорными при изучении материала данного учебника (177. С.75).
Интегративную роль в составе содержания могут сыграть также уже известные нам по опыту рассмотрения научно-педагогических средств логико-процессуальные операции - унификация понятия, универсализация метода, экстраполяций и др., а также компоненты знания: понятия, законы, теории и т.д. Например, интегративные функции могут выполнять при разработке учебных программ узловые понятия, умения и навыки, "стягивающие" посредством категориального синтеза в свое поле различные составляющие. В данной связи укажем на "пример образования узла в форме понятия "электрическая машина". Из него видно, что, во-первых, научную основу "электрические машины" отражают понятия из курса физики: физическая система, электромагнитная индукция, энергия электромагнитного поля"; во-вторых, "компоненты данного технического объекта определяют понятия из курсов электротехники: статор, ротор, катушка индуктивности, коллектор, пускорегулирующая аппаратура" (С726-27).
Отталкиваясь от принципа единства гносеологических и онтологических координат, допускаем возможность сосуществания в составе содержания образования двух плоскостей действия интегративных средств - текстовой и предметно-практической. Исходя же из многоуровневой концепции содержания образования (И.А.Лернер, В.В.Краевский), можно допустить, что данные средства "работают" на уровне общего теоретического представления, уровне учебного предмета, уровне учебного материала, уровне педагогической деятельности и на уровне самой личности.
При рассмотрении интегративного потенциала средств педагогического процесса ограничимся плоскостью дидактической техники, включающей "в себя всякого рода технические устройства и ЭВМ, используемы в целях воспитания и обучения" (В.С.Безрукова). То есть, речь идет о применяемой в образовательных целях собственно техники как совокупности орудий, механизмов, машин, устройств, которая изначально служила человеку в качестве интегрирующего средства: уже простейшие орудия, помимо прочего, выполняли функцию интеграции средств интеграции человека в создаваемые им сообщества, в жизнедеятельность природы. Об интегративной природе технических средств свидетельствует выше приведенный факт превращения элементарного рычага в сознании гимназиста Успенского в символическое выражение единства всего.