Словарная работа в связи с изучением темы “глагол” в iii классе.
В сени вышел царь – отец,
Все пустились во дворец.
В ноги старухе поклонился,
Молвил, :”Здравствуй, грозная царица!”
Ну, теперь твоя душечка довольна.
Расположить синонимы по принципу усиления действия:
трусить, бояться, пугаться, страшиться;
пламенеть, гореть, пылать; https://сварщик82.рф СВАЙНЫЙ ФУНДАМЕНТ. Сваи ныи ФУНДАМЕНТ.
стучать, бить, колотить.
Значение слова можно раскрыть и путем морфемного анализа. Этот прием ценен тем, что он приучает детей вдумываться в смысловое значение составляющих его морфем. Так в предложении Буратино остолбенел непонятным для учащихся оказывается слово остолбенел, но подумав, ученик рассуждает, что в слове остолбенел корень – столб -, значит, Буратино стал неподвижен, как столб; нет, почти как столб, поскольку в слове есть еще приставка О - / 3; с. 170-171/.
Например, Лиса мышковала .Непонятным для учащихся оказывается слово мышковала, дети рассуждают так, что лиса любит мышей, значит, мышковала – это охотилась на мышей.
В III классе продолжается работа над повышением речевой культуры, в частности, умение потреблять глаголы в речи в прямом и переносном значении, то есть учащиеся практически знакомятся с многозначностью глаголов. На уроках русского языка в связи с изучением глагола можно провести ряд упражнений, которые закрепят понимание прямого и переносного значения слова и условий их употребления в речи.
Какие слова в стихотворении имеют переносное значение?
Дождь пошел и непроходим.
Дождь идет, хотя не ходит.
Он будет лить часы подряд.
На крыше, на дорогу, -
Об этом тучи говорят,
Хоть говорить не могут. /А.Барто./
В данных предложениях глаголы употреблены в переносном значении. Составьте предложение, в которых эти же глаголы были бы употреблены в прямом значении.
В январе, в январе трещат морозы во дворе. Река еще спит. От морозов Ванюши щеки пламенем горят.
Заменить глагол бежит близким по смыслу:
Время бежит, река бежит, зерно бежит из мешка, молоко бежит из кастрюли.
Надо ли заменять этот глагол в предложении – “Лисица бежит по полю?”
Объясните значение выделенных слов:
говорят: часы стоят,
говорят: часы спешат,
говорят: часы идут,
но немножко отстают.
Мы смотрели с Мишкой вместе,
а часы висят на месте. / В. Орлов./
Объясните, чего не понимали дети. В каком значении употреблен подчеркнутый глагол. Составьте предложение, употребив эти глаголы в прямом и переносном значениях.
1/ - Мама, крапива кусается ?
- Да.
- А как она лает?
2/ Мать приказала ребятам запереть за ними дверь на крючок и никого не пускать. “Так как, - пояснила она, - по городу ходит скарлатина”. В отсутствие матери кто-то долго стучался к ним в дверь.
Приходила скарлатина, но мы ее не пустили./ К. Чуковский./.
Какие выделенные слова употреблены в переносном значении?
Ленивое солнце еще спит. Деревья раскачивают свои вершины. Темнота заползает под кусты, залезает в ямки. Вдруг между деревьями мелькнул огонек, и светлый луч быстрее белки стал бегать по стволам. Солнце выглянуло из-за горы и покраснело от стыда. Проспало. Оно принялось старательно раскрашивать пригорки и деревья, зажгло каждую снежинку, выкрасило в оранжевый цвет крышу школы и в доме стало светло и празднично.