Словарная работа в связи с изучением темы “глагол” в iii классе.
/По З.Воскресенской./
Прослушать загадку:
Всюду, всюду мы вдвоем
неразлучные идем.
Мы гуляем по лугам,
По зеленым берегам,
вниз по лестнице сбегаем,
вдоль по улице шагаем…
Но чуть вечер на порог,
Остаемся мы без ног.
А безногим – вот беда! –
Ни туда и ни сюда.
Что ж, полезем под кровать,
будем там тихонько спать.
А когда вернутся ноги,
вновь поскачем по дороге!
/К.Чуковский./
Выделите в этом тексте слова, обозначающие движение.
В тексте указать глаголы, употребленные в переносном значении, объяснить устно значение.
Но царевна молодая,
Тихомолком расцветая,
Между тем росла, росла.
Поднялась и расцвела. /П./
При изучении глагола необходимо познакомить учащихся с фразеологическими оборотами в практическом плане, то есть использовать прием перифраза. Исходным моментом в изучении фразеологических оборотов является понимание учащимися явления многозначности слова, его прямого и переносного значения. При отборе фразеологического материала следует учитывать частность употребления тех или иных устойчивых сочетаний в речи, сферу их применения.
Прочность усвоения фразеологизмов обеспечивается пониманием их значения, а это достигается:
1/ систематическими наблюдениями над употреблением фразеологизмов
в контексте;
2/ синонимическими сопоставлениями слова и фразеологического
оборота либо фразеологизмов;
3/ усвоением синтаксической роли, структуры, лексической и
грамматической сочетаемости с другими словами в предложении.
На уроке проводятся игры следующего содержания
Как еще можно?
к словосочетаниям подберите глагол, близкий по значению, в том же лице и числе.
Обведешь вокруг пальца. гладить по головке Клюем носом Вставляет палки в колеса |
Дремать Обмануть Хвалить Мешать устать |
Эти положения реализуются в системе упражнений по фразеологии /21;с.93-97/.
подчеркните устойчивое сочетания, объясните их значение.
А ведь, признайся, есть
Из кумушек моих таких кривляк
Пять-шесть:
Я даже их могу на пальцах перечесть.
“Эх, эх” ей Моська отвечает:
“Вот то-то мне и духу придает,
Что я совсем без драки,
Могу попасть в большие забияки”.
/И.Крылов/
Испугался старик, взмолился:
“Что ты, баба, белены объелась?
Ни ступить, ни молвить не умеешь,
Насмешить ты целое царство”.
/А.Пушкин/
У кумушки глаза и зубы разгорелись.
И во весь дух
Пошли зайчишки.
А я им: у – х!
Живей, зверишки!
/Н.Некрасов./
а как вы понимаете значение подчеркнутых устойчивых словосочетаний? Выпишите их и подберите близкие по значению слова.
Пришел Иван домой, а лягушка и спрашивает:
“Что это ты голову повесил ? ”
Игорь так и представил себе, что снял Иван голову и повесил ее на гвоздь.
/Чуковский./
Мать говорит дочери после долгой разлуки:
Как ты похудела, Надюша, один нос остался.
А разве, мама, раньше у меня два носа было, - иронически возражает дочь.