Словарная работа в связи с изучением темы “глагол” в iii классе.
Организация речевой практики учащихся – необходимое условие активизации словаря. Такая практика способствует закреплению понимания слов, сознательному употреблению их в речи. большое место отводится специальным упражнениям.
Упражнение в связи с изучением грамматических признаков глагола.
Заменить данные словосочетания глаголами в неопределенной форме.
Образец: говорить шепотом – шептать.
Испытывать робость, издавать писк. Делать ремонт. Давать разрешение. Приносить в дар. Вести беседу. Делать заявление. Давать совет. Давать оценку. Находиться в зависимости. Произвести осмотр.
Составить предложения с данными глаголами. Указать род глагола.
Образец: кончилось /ср.р./ осеннее ненастье.
Кончилась /ж.р./ летняя пора.
Грело, грела. Сохло, сохла. Блестело, блестела. Растаяло, растаяла. Сварилось, сварилась. Испортилось, испортилась. Испачкалось, испачкалась.
Вставить вместо существительных другие, данные в скобках.
Изменить по смыслу глаголы. Указать их род.
Образец: в городе находился /м.р./ госпиталь.
а/В городе находилась больница. /госпиталь/.
б/На огороде росла капуста /картофель/.
в/На кровати лежал матрац /одеяло/.
г/Мне понравилась эта шуба /пальто/.
д/На тарелке лежал помидор /яблоко/.
е/На небе взошла луна /солнце/.
Прочитать глаголы. Поставить ударение, списав их. Составить с глаголами предложения.
Облегчить, ободрить, предложить, положить, начать, упростить.
Выделенные сочетания заменить глаголами с – тся, -ться.
Где нужно, изменить другие слова в предложении.
Образец. Русский народ гордится своими достижениями в науке.
Русский народ испытывает гордость за свои достижения в науке.
“Спартак” будет вести борьбу за звание чемпиона.
Слесарь решил дать согласие на перевод в другой цех.
Мы хотим стать друзьями с учениками соседней школы.
Девочки все время говорят друг с другом шепотом.